Восходящее солнце... Пифагорейцев

Моим страстям, моим забвеньям,
Быть может, близится конец,
Но буду вечно с упоеньем
Ловить счастливых дней вененц.

Александр Блок. 1899.

***

Меня волнует тема:
Греки -
Ваятели Искусства и
Поэты
Природа восхищает,
Аскетизмом!
Эллинов эталоны,
Гуманизмом!

***


Я попала, в средневековье!
В этот омут прошедших лет...
Где торговки и мрази, в споре,
Очерняют весь белый свет!

От убожества, плоскости мысли...
Мне расставили сети, жрецы!
Развели от своей прозаичности
По болоту свои круги!

И убожество множится пошлостью,
От того, что их мысли - черны!
От того, что не дружат с совестью!
И не внемлют законам Любви!

И беснуется скверною, нечисть:
Тут у каждого рыло в пуху!
Мне легко написать, про верность!
Потому что я жизнь люблю!

Я попала в Средневековье!
Но сейчас XXI век...
Капитолии где-то возводятся...
Инквизиторы жгут белый свет!

От убожества, плоскости мысли!
И от тупости дураков
Нет просвета для радужной выси!
Лунный, варварский - полигон.

Здесь пещерные чернокнижники!
Сочиняют трактат
Для потех! И глумятся бесстыжие
Гопники!
Распиная Библейский Завет!

И беснуется скверною нечисть,
Тут у каждого рыло в пуху!
Мне легко написать про верность!
От того что я жизнь люблю!



Иллюстрация из интернета:
"Гимн пифагорейцев восходящему солнцу"
Художник Ф. А. Бронников

Холст;
Масло;
Размер:99.7 х 161 см.

Государственная Третьяковская галерея.
Москва. Россия.

Фёдор Андреевич Бронников (17 [29] сентября 1827, Шадринск, Пермская губерния — 1 [14] сентября 1902, Антиколи-Коррадо, Лацио[1]) — русский художник, профессор исторической живописи.

Ф. Бронников родился 17 (29) сентября 1827 года, происходил из мещан города Шадринска Пермской губернии. Отец — иконописец.

С детских лет увлекался рисованием. Отец дал ему первые уроки живописи. После смерти отца шестнадцатилетним отправился с попутным обозом в Санкт-Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Но двери этого заведения оказались закрытыми для Бронникова.

Тогда он стал учеником, в гравёрной мастерской ксилографа Е. Е. Бернардского.
На способного юношу обратил внимание, известный скульптор Пётр Клодт.
Он и выхлопотал ему бесплатный билет вольнослушателя классов рисования академии. Фёдор Бронников успешно прошёл все классы и получил серебряную медаль.

Но только после того, как по ходатайству покровителей художника в Шадринске в 1850 году дали согласие отчислить его из своего мещанского общества, он стал учеником Академии, где занимался у профессора исторической живописи А. Т. Маркова.

В 1853 году Ф. А. Бронников окончил Императорскую Академию художеств.
За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» получает большую золотую медаль, звание художника и командировку в Италию.

В 1854 году отправился за границу пенсионером Академии и поселился в Риме.
Перед поездкой за границу Фёдор Андреевич побывал в родном городе.

В Риме на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал:
писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории - Древнего Рима и Средневековья.

В Италии он остался и после окончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требует тёплого и мягкого климата.
Бронников писал картины, на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.

В 1863 году Бронников привёз в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За эту работу он получил звание профессора исторической живописи.

Поездка на родину явилась переломным моментом, в творчестве Фёдора Бронникова. Здесь он сблизился с передвижниками и под их влиянием написал ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий»
(Третьяковская галерея), «Золотая свадьба» и другие.

В 1870 году Академия присудила ему золотую медаль имени Виже-Лебрен, за картину «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры».

В 1873 году Бронников вступил, в Товарищество передвижных художественных выставок.

Протокол о его приёме подписан Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Клодтом, Саврасовым и другими.
Вместе с лучшими русскими мастерами Фёдор Андреевич экспонирует свои работы.

В их числе — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова „Художники в приёмной богача“, … одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…»

В 1878 году Фёдор Бронников создал замечательное полотно «Проклятое поле», трагический живописный рассказ, о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев
над рабами.
«Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, все говорит, всё обличает»,— писал В. В. Стасов.

В 1870-80-е годы Фёдор Бронников писал также картины на сюжеты современной ему Италии.

Бронников награждён орденом Святой Анны III степени. Он стал командором одного из итальянских орденов. В Академии Художеств в Санкт-Петербурге имел все чины, которые даются только тем, истинные заслуги которых вполне признаны, и потому ему дали не только звание академика, но и профессора, и он даже был избран почётным членом Академии.

Фёдор Бронников умер 1 (14) сентября 1902 года, в коммуне Антиколи-Коррадо провинции провинция Рим области Лацио Королевства Италия.

Похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо.
Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал своего отечества, родного города.
Об этом свидетельствует его завещание, о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы.
 Желание живописца было выполнено только, в советское время.

Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.


***



Примечание значение слов:

Капитолий - От лат. Capitolium «Капитолий», далее из неустановленной формы; сравнивают с caput «голова».

Капитолий:

Капитолий (холм) — один из холмов, на которых возник Древний Рим.

Капитолий — храм на Капитолийском холме в Риме.

Капитолий (Вашингтон) — здание Конгресса США в Вашингтоне.

Капитолий (Гавана) — здание, где до 1959 года размещались органы законодательной власти Кубы.
В настоящее время конгресс-центр.

Капитолий (торговый центр)

В США термин «Капитолий» употребляется для здания, где проводят свои заседания законодательные органы государства, штата или территории. См. список капитолиев США.


Я не намерен вам рассказывать обо всех прогулках по римским улицам, не стану описывать мой восторг при виде Колизея, Пантеона и других остатков древнего Рима, не скажу даже ни слова о том, как я был поражён огромностью и величием храма святого Петра, какие воспоминания пробудились в душе моей при виде Капитолия и с каким наслаждением я смотрел на произведения великих художников Италии, 
все это тысячу раз повторялось каждым путешественником, и этот неизбежный заказной восторг, эти приторные фразы а-ля-Дюпати и казённые восклицания давно уже опротивели и надоели всем до смерти.
/ М. Н. Загоскин, «Искуситель», 1838 г./ (цитата из НКРЯ)

Спустя минут пять проехали мы ворота del Popolo и были, в сердце нового Рима, на Corso, улице, которая ведёт к Капитолию, римскому Форуму и Палатинской горе, а оттуда уже видны арка Тита и Колизей!
/П. В. Анненков, «Письма из-за границы» 1841–1843 г./ (цитата из НКРЯ).

P.S.

Греческая мифология привнесла, большой пласт культурного наследия, раскрывающего, как мир поэзии души, так и ключевые ориентиры, в области философии, астрологии, врачевания, естествознания, архитектуры словообразования, искусство мыслеформы, в наивысшем понимании, как необходимость роста, каждого индивидуально, с целью передачи опыта и знаний -
для организации пространства и места человека, в этом пространстве, как наивысшей единицы мироздания.




Википедия.


E.F.•


Рецензии
Понимать живопись, чувствовать её сокровенное послание, на мой взгляд, дар редкий, единичный, уникальный, Элина. Для многих великая культура сегодня превратилась в сплошной набор банальных клише, штампов, стереотипов. Нет желания увидеть мир глазами древних эллинов, которые возвели красоту, любовь и гармонию в абсолют. Может быть, нынешние трудные времена заставят человека иначе взглянуть на творения этой цивилизации. Она интересна тем, что с каждым погружением в её культурный ареал становится только интереснее. За именами имена. Тайны, загадки, открытия и ни с чем не сравнимое творческое и духовное наслаждение. Спасибо Вам огромное!
С глубоким уважением и самыми красивыми Майскими пожеланиями, Антон Валуев

Антон Валуев   16.05.2022 21:14     Заявить о нарушении
Антон! Благодарю Вас, за глубокое понимание, цели древнегреческого искусства и философской мысли!
Античную Грецию не зря, называют колыбелью всей мировой цивилизации!
Это , так и есть, опыт и исторические артефакты, всё больше подтверждают это!

Большое спасибо, за дружескую поддержку!

С уважением и искренней симпатией к Вам, Вашему творческому взгляду и пониманию,
Элина.

Филипова Элина   16.05.2022 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.