Закатиться словом - вверхтормашкой
из переписки откровенной ответностью на реплики журналиста, писателя, прозаика…
Из письма… "Привет, честно говоря, зависла на названии. Как-то не по-русски оно выглядит. Согласно нормам нашего языка, должно быть или ""ВЛЮБЛЁННОСТЬЮ ПЛЕНЁННАЯ" или "ВЛЮБЛЁННОСТИ ПЛЕННАЯ". Не знаю, что по каким-то своим соображениям ты норм не придерживаешься. Не понимаю, почему. Если можешь (и хочешь), объясни, какую цель ты этим достигаешь?"
Искренней ответностью… Татьяна Летнева
Не жди от меня научно-популярной статьи о назначении поэзии и побуквенного соответствия смысла строк. Как поэт, сейчас говорю о незримой, невидимо - эмоциональной стороне рождения, отражения и поэтического восприятия строки вдохновения. У истинного поэта своё лицо, оно индивидуально и узнаваемо, т.е. неслучайное. Мы все в плену у жизни, обстоятельств, мыслей, чувств, действий... и всегда стоим перед выбором.
Не стоит делать правилом то, что является исключением...
Что касается поэзии, не говори про норму, настоящая поэзия всегда выходит за пределы…
Вот попробуй объяснить: "... рыдать законченностью фраз...", в этом стихотворении столько "спотыкачного" для понимания...
«Рифма - камень, призрак, след и крик,
Сверх познанием наполнен он и роком,
Мыслеформы - знаком без иных улик,
Удержаться б на краю... без срока
…
И шаманить, и бильярдить страстно,
И в горячий шоколад – мурашки –
Постигать непостижимое - опасность!
Закатиться словом - вверхтормашкой
…
Вмиг спустится в неизвестность, мрак,
В пропасть, образы шальные - разом,
Жизни на краю не перекрыть никак,
Лишь бы возгораться точной фразой.»
(с) http://stihi.ru/2020/04/13/2371 Татьяна Летнева
В поэзии необходимо почувствовать вкус и необычность слова…
«Белый стих прозрачней полёта кисти…
белый стих назову тетивой, звенящей…» Игорь Бурдонов
«Растает снег зимы,
Но вновь на землю вернётся облаками,
Перевернётся белым в Небо,
Затем опять слетит вмиг опереньем,
Белым стихом, плескаясь рифмами и в прозе,
Сти-хо-тво-рень-ем, белым – белым…
И образностью, и сравненьем смелым…»(с)
«Так с нами говорить стихами белыми Наш Бог поэзии умеет…» (с)"Вкус белого стиха..." http://stihi.ru/2022/01/22/8472 Татьяна Летнева
Но обязательно уточнимся… в частном всегда живёт общее и наоборот. Однако, совершенно очевидно, и что поэзия всегда - через личность, через личное и сердцем, чувством, поступком и выстраданным, пережитым словом, и мыслью.
Разве непонятно сказал в предисловии к изданию «Влюблённостью пленная» поэт, писатель, философ, эссеист, публицист Черногории, Милутин Мичович, поэт поэта всегда поймёт…
«Слово - чудо и слово – душа, совсем необычная, невидимая, чудом пронизанная, и пронизывающая человека в самое сердце поэзией. В поэтических произведениях автора и это очевидно, поскольку автор, Татьяна Летнева… «Влюбленностью пленная». Эта пленность любовью - её свобода, её жизнь. Надо сказать, или уточнить, что и парадокс, как суть жизни, рождает поэзию. Свобода и мудрость - открывает путь к сердцу человека» (с) Милутин Мичович.
Каждому дается понять другого ровно настолько, насколько дано свыше... Чужая душа потемки... И не стоит втискиваться в чужое, так, как в собственную одежду, если не зацепило, не вклинилось, не впечаталось даже одним словом... Поэзия дышит нюансами, чувством, интуицией, а не логикой...Не стоит "силой" понимать.
"...
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль, изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Внимай их пенью — и молчи!» (с) Тютчев
Есть, например, в прозе Андрей Платонов, настолько великий, насколько корявый, в живописи – Пабло Пикассо, весь из углов и перекосов, такой, что мама не горюй... тонкие материи, что снаружи кажутся иными, нестандартными, не терпят отмычек, тем более кувалд, они сами проникают, причем, дыхание в слове, дух слова, этот самый мучающий нюанс, бывает чаще всего выше основного, он диктует восприятию...
Ум и чувство не тождественны. Но без чувства нет жизни, движения, яркости отражения.
В слове сразу всё становится поверхностным и ложным, если не пройдено и пронизано неравнодушным ритмом, и глубиной сердца – всегда чувствуешь неискренность, веришь только открытости, обнажению, духу откровения…
Существует энергетика, которая передаётся и через время, и через расстояния. Поэзию не понимают - ее чувствуют, "эмоционируют", ею шаманят, а не препарируют, ею потрясают, лечат, тем особым, чаще всего непонятным словом и проникновением. Непонятое останавливает, требует задуматься, приблизиться…
И трудно понять откуда и почему, не пронзило... отойди, посмотри, послушай...
не лезь в драку... само придёт откровением или забвением.
Люблю стихи в прозе, моя любимая поэзопроза… в ней всегда есть нюанс неожиданного переплетения, яркие, яростные или сверх нежнейшие, мягкие, закруглённые или закрученные ракурсы и стремительные повороты, как в танце, в движении, мозаика чувств и ритма, чередование необычного с простым и очаровательного с состоянием ВДРУГ...
Над пропастью, да, во ржи, поэзии души вместе с конями Вселенной летят, птицами, парящими огнянностью, устремлением горят - смотри, словно острокрылые стрижи, росчерком треугольников... так высоко - беде не достать! дум и чувств – бездонность и всегда телесной одеждой - жаром сердец... Болью слов отразиться в ночи на необъятном полотне звездном, росчерком нетленности вечной… Молчи. Тишина, слушай, как ночь нежна... и Любви полёт или сон - траекторией бесконечной...
«Мы разные, мы все такие, разные...
И лишь созвучием нам дорог жизни час…
Всё в нас – от отрицания до восторга, От страстной очевидности до торга.
Сопережить и воспринять в себе Чужой души, живой и бьющийся экстаз…
Вот истина. «Мурашек должен пробежать».
Лишь откликом в других мы живы... и другие в нас…»(с)
http://proza.ru/2007/07/18-380Татьяна Летнева.
Когда понятие любовь становится творческим откровением, отражением, восприятием, многоплановым и многоракурсным ТИРОМ в словах, то, как заметил и определил поэт, Игорь Бойко, это и в его предисловии к «Влюблённостью пленная», можно прочитать, становится понятно, потому что сближение равно не одному прочитанному стихотворению, а пристальному присутствию и интересу к творчеству другого, надо сказать, если еще и впустят в чуть приоткрытую дверь души, потому что, чтобы было понято… зацепило… это сочетание двух присутствующих слов… «Влюблённостью пленная».
Хочется понятнее? например, так: «в плену у влюблённости», да? Нет!
Но когда без состояния влюблённости в жизнь, без восторга, надежды, удивления, подъема, полётности, веры в любовь, от телесного до Небесного, несмотря ни на что… невозможно жить… скажи неизбитым, нестандартным отражением... сможешь?!
Не у всякого это получается, именно поэтому, «Влюблённостью пленная»… иначе никак…
«Чем короче, тем труднее сказать о сути чьего - либо творчества, тем более, как выражаются, одним словом. И всё же попытаемся. Будь то лирика камерная, гражданская, эзотерическая, философская – в поэтическом мироздании Татьяны Летневой главное слово – Любовь. Вокруг него живут остальные слова, к нему на его свет они тянутся стаями, как корабли на воде, рыбы под водой, мотыльки в воздухе, ростки из земли, а в стихии четвёртой – души поленьев - за пламенем, и, наконец, в стихии пятой - херувимы - за Богом». (с) Игорь БойкО.
Я тоже за чистому слова и за родной язык… Я тоже за совершенствование и развитие…
Татьяна Летнева, то бишь, я, с духом поэзии, не ломающая каноны, а такая, как Бог велит… Пусть другие скажут потом, но пока живая, то – поэтический посредник между Небом и Землёй… в пространстве неисчерпаемой Любви…
Давай не будем отдаляться, давай притягиваться...
Свидетельство о публикации №122041007708