Народ и нация
(Из книги "Так говорил Чудотворцев")
Свидетельство о публикации №121121908771
Сейчас снова заговорили о феодализме, представители элит открыто говорят о федеральной службе безопасности — как о новом дворянстве, а северокавказской «пехоте Путина» как о новых опричниках. А вспомните сколько случаев, где люди стоят на коленях и умоляют президента о помощи. На Урале, в Самаре, в Крыму, в Сочи, в Кемерово… Мне это кое-что напоминает:
"Беспощадная эксплуатация доводила крестьян не только до разорения, но до полного отчаяния. Они обращались к своим господам, умоляя хотя бы несколько войти в их положение и уменьшить тяжелый гнет, указывая, что не в состоянии выплачивать наложенные на них оброки и выполнять повинности. Вот один из типичных образцов таких челобитных: "Государь наш! К Вашему превосходительству и прибегнули под кров и защищение слезно просить нас, сирот Ваших, от вышеписанного оброка второй половины ныне от платежа, за всекрайним нашим убожеством и нищенством освободить до предбудущего года, чтоб мы от того уже в конец не разорились, да и от прочих отягощениев оборонить. И о том, государь наш, смилуйся и учини милостивый указ..."
Надежда на жалость и справедливость помещиков оправдывалась редко, и "милостивого" указа, как правило, не следовало. А наоборот, от господина к управляющему в имение летело строгое распоряжение прекратить "бунт", виновных и просителей проучить "по-домашнему" — т. е. понятно — выпороть, недоимки и оброк собрать сполна».
«Не поняв барских шуток и не получая ответа на свои чаяния, крепостным ничего не оставалось, как в поисках защиты от притеснений обращаться к императорскому престолу. Тексты множества этих челобитных, сохранившихся до нынешнего времени, искренне и безыскусно описывают, что приходилось терпеть крестьянам от своих господ. От имени своих не ученых грамоте односельчан некий грамотей Аким Васильев обращался к Александру I: "Владелец наш стал утеснять непомерным оброком и другими повинностями, принуждая к выполнению требований угрозами и тиранством до такой степени, что многие из доверителей моих, быв наказаны безщадно, померли, а другие, боясь подвергнуться таковой же участи, скрывались долгое время, оставя дома свои и семейства. Четыре года претерпевая тиранство и разорение... доверители мои, не находя средств к избавлению себя от столь насильственного ига, доверили мне ходатайствовать у престола Вашего императорского величества о всемилостивейшем воззрении на несчастную участь верноподданных...»
Когда народ утрачивает сакральное, он перестаёт идентифицировать себя по конфессии (к примеру, «русский — значит православный»), а начинает определять себя только по происхождению. На мой взгляд, это связано с секулярными кризисами, где с утратой твёрдой веры — начинают образовываться панславянства или пантюркизмы. Но это всё довольно наивно, попробуй кто из идеологов рассказать о «славянском братстве» бошнякам, скажем. Украинцев и белорусов — это тоже затронуло, так как там некоторые полагают, что они — последний оплот древнерусской культуры, древнерусской «чистой крови», а русские — это смесь финно-угров, тюрков, иранских народов, а после последних событий в Сибири ещё и китайцев.
Харитон Отрадный 20.12.2021 23:08 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 21.12.2021 22:10 Заявить о нарушении