Media. С опереттой в Рождество
На сцене Государственного концертного зала им А.М. Каца состоялось открытие музыкальной части XIV Международного Рождественского фестиваля искусств
Пленительная красота влет запоминающихся мелодий, австро-венгерский колорит мелоса, театральная эффектность в блеске софитов и рамп, завораживающая танцевальная экспрессия (обязательно с чардашем) и порой нешуточные страсти любовных треугольников — первые ассоциации, приходящие на ум к словосочетанию «классическая оперетта». Новосибирская филармония в музыкальной программе Рождественского фестиваля в лучших традициях полижанровости международного форума презентовала искусство оперетты, пригласив ведущих вокалистов Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, а также хранителей венгерских исполнительских традиций — солистов Будапештского театра оперетты, предоставив слушателям прекрасную возможность сравнить две совершенно разные подачи. Для новосибирской публики огромная удача заключалась также в возможности услышать исполнение Франца Легара на языке оригинала, ведь ныне далеко не каждый театр может себе позволить воссоздать композиторский архетип партитуры, что и сделали венгерские музыканты.
Главный дирижер Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, заслуженный артист России Андрей Алексеев на стартовой пресс-конференции отметил, что идея спеть с отечественными солистами в разных отделениях была предложена венгерской стороной, что не только не вызывало противоречий в программной компоновке, но и удачно сложилось с точки зрения технического обеспечения.
— Десять лет Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии сотрудничает с Будапештским театром, за это время мы осуществили ряд совместных постановок и концертов, связующим звеном которых стал художественный дирижер и главный руководитель Будапештского театра Миклош Кереньи. Искусство оперетты мы представляли в разных российских городах, теперь же мы представим его в Новосибирске. Оперетта имеет немаловажное символическое значение: в настоящее время жанр находится не на пике своей популярности в отличие от начала XX века. Рассвет оперетты всегда приходился на временной отрезок переломных моментов и катаклизм — например, перед Первой мировой войной жанр обрел наибольшую популярность. И поэтому то, что сегодня оперетта не очень популярна, говорит как раз о стабильности нашего мира. Но мы хотим показать этот жанр с новой стороны, ведь филармония оказала ощутимую поддержку певцам, предоставив шикарный «мерседес» в виде академического симфонического оркестра, в котором жанр оперетты может ехать с роскошью и удовольствием», — рассказал Андрей Алексеев.
Действительно, творческий тандем солистов и оркестра в рамках культурного сотрудничества двух стран явил по силе красоты музыкальной программы и по ее масштабу совершенно дивный результат. Этим вечером звучали наиболее известные номера, можно сказать, визитные карточки жанра — арии, дуэты и терцеты «императора оперетты» Имре Кальмана, Франца Легара, последнего представителя неовенской оперетты Роберта Штольца, а также Пауля Линке, Оскара Штрауса, Мориса Эвана и других — двадцать восемь абсолютно разнохарактерных и ярких номеров за один вечер — здесь и «Принцесса цирка», и «Танец стрекоз», и «Цыганская любовь», и «Цыган-премьер» — всего не перечислить (и это без советской оперетты, исполнение которой, возможно, станет поводом для развития дальнейшего сотрудничества организаторов и артистов).
Санкт-Петербургские солисты — Олег Ромашин, Игорь Кроль, Вера Свешникова и Кирилл Гордеев выразили себя в более интеллектуальной подаче, тонкой прорисовке партий, с чувством собственного достоинства и деликатного, утонченного видения образов. Венгерские певцы — Габор Бот, Миклош Мате Кереньи, Тунде Франко, Ласло Эгри и Эникё Сюч — были склонны к стихийной экстатике, страсти, дионисийской неукротимости в рельефных актерских работах. Чего стоят венгерский дуэт из оперетты «Графиня Марица» и песенка Бони из «Королевы чардаша» Кальмана — комбинации прыжков из гопака, элементы акробатики, парные поддержки и вращения как из фигурного катания (Миклош Мате Кереньи и Эникё Сюч). В таком свете музыкальная программа фестиваля составляет достойную конкуренцию театральной даже по актерскому компоненту, не говоря уже о качестве исполнения самой музыки. Как в певческих, так и в независимых номерах (увертюры из «Веселой вдовы», вальса «Золото и серебро» Легара, «Галопа богов» Оффенбаха и Пятого Венгерского танца Брамса) восхищал Новосибирский академический симфонический оркестр, выступивший в несколько непривычном для себя амплуа. Оркестр под управлением Андрея Алексеева в калейдоскопе вокальных номеров от искрометных пассажей комических сцен до серьезных и проникновенных драматических высказываний (под стать драматургии оперы) стал остовом программы — цельным и, кажется, даже энергетически монолитным, открытым к творческому диалогу и умеющим «слушать» и «слышать» солистов (стоит отметить великолепные соло концертмейстера оркестра, народного артиста России Валерия Карчагина), что немаловажно для коллектива такой мощи. Каждый солист, вышедший на главную сцену филармонии — уже сложившаяся артистическая личность — со своей судьбой, с богатым опытом и самобытным творческим путем, но засверкать всеми гранями своего таланта подобно бриллианту можно лишь при мастерской огранке дирижера и оркестра. Это и услышала публика на открытии музыкальной части Рождественского фестиваля искусств. Думаю, для многих программа «Оперетта во всех лицах» останется в памяти как одно из главных событий уходящего года, украсившего музыкально-театральный ландшафт современного Новосибирска.
— Готовя этот фестиваль, мы старались учесть пожелания зрителей и представить разные жанры музыки. Конечно, Рождественский фестиваль всегда больше ассоциировался с его театральной частью и приездом крупных коллективов в Новосибирск, но нам хочется, чтобы музыкальная часть была под стать театральной, а может даже лучше, — поделился генеральный директор Новосибирской филармонии Александр Бочарников.
В музыкальной части форума слушателей ждут еще девять программ — и судя по блестящему старту, у филармонии есть все шансы зажечь главную звезду Рождественского фестиваля.
P.S. Обращаем внимание, что трансляция записи концертной программы «Оперетта во всех лицах» будет показана на телеканале ОТС 26 декабря в 21:00 по новосибирскому времени.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фотографии Михаила Афанасьева
предоставлены пресс-службой Новосибирской филармонии
Свидетельство о публикации №121120707521