Стоит ли быть прикованным цепью к месту подвига?
Иерей Рустик Лужинский
Стоит ли быть прикованным цепью на своём месте подвига?
Проповедь на Божественной Литургии в Прокопьевском Храме
пос. Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
И пришёл Господь проповедовать лето благоприятное. Такие слова сегодня мы слышали за Божественной Литургией на Евангельском чтении. Сегодня Святая Православная Церковь празднует Церковное Новолетие, т.е. сегодня самый настоящий Православный Новый Год. Этот Новый год проходит в православии тихо, без шумных фейерверков, без пьянок в новый год 1 января, когда погибает столько же граждан в нашей России, сколько погибало людей во время войны. 1 января люди не просто празднуют, а они просто беснуются: выпивается столько алкоголя, выкуривается столько сигарет, столько принимается различных средств, что врачи просто не знают, что делать в эти дни. За первые дни января умирает столько людей, сколько умерло за всю войну в Афганистане за несколько лет. Как страшно люди празднуют Новый год.
А как же нужно его праздновать? Его нужно праздновать за Божественной Литургией. Прежде всего мы обязаны всем Богу. Люди сейчас почему-то почитают государство превыше всего. Кто же появился первее: Бог или царь? Конечно же, Бог. Кто же появился первее: государство или Церковь? Конечно же, Церковь. Ветхозаветная Церковь была первее, чем самое первое государство. Пусть это ещё была Церковь, которая была ещё не плодящей, в которой не было Иисуса Христа, который пролили за нас кровь, но Ветхозаветная Церковь готовилась к принятию Иисуса Христа. Вся жизнь Ветхозаветной Церкви была именно построена для этого. Сколько было ветхозаветных праведников, которые мечтали видеть Иисуса Христа, и сколько было праведников в роду Пресвятой Богородицы, которые готовили её благочестивый род для того, чтобы родилась именно эта Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, которая смогла вместить Невместимого Бога, которая была первой причастницей Божества. Она самая первая причастилась из всех людей. Она приняла в себя Бога, её сравнивают с кадильницей, а Иисуса Христа с разожжённым углём. Мы на эту кадильницу и на этот уголь можем положить ладан со своей молитвой. Сегодня мы можем принести молитву Нашему Богу в Церковное Новолетие.
Церковное Новолетие праздновалось очень долгое время. Но оно было изменено во время правления Петра I. Это, конечно, многое изменило в церковной жизни и в жизни обычных людей. Всё это пошло не на благо, потому что мы видим до чего дошли люди в современное время. Людям не нужен стал Бог, Бог умер для таких людей. Для нас тоже Бог умер, но Он и воскрес – Он по-настоящему умер, чтобы по-настоящему воскреснуть. Нам нужно понимать, что всё происходит по-настоящему. Жизнь – это не игра, как поётся в некоторых песнях. Каждое наше мельчайшее действие имеет огромное значение для нашей жизни вечной.
Святитель Феофан Затворник говорит такие слова: «Лето Господне благоприятное… день спасения Христос пришёл не просто проповедовать, Он принёс Его для каждого из нас, как некий подарок». Жизнь, которую мы видим, мы изменить не можем, но мы можем изменить наши сердца. Если изменится одно сердце, потом изменится второе, третье и четвёртое, и все эти сердца будут Бог, Богородица, Святые, тогда и мир наш тоже изменится, потому что одно маленькое сердце, как одна маленькая свеча может зажечь все свечи на подсвечнике. Наш мир похож на этот подсвечник. Там стоят свечи, но эти свечи не зажжены. Свечи от суеты, от тяжести, от жара этого мира, они гнутся и пригибаются к земле и уже не могут гореть. Если же их зажечь, то они превратятся в огромное пламя, которое моментально сгорит и причинит боль свече. Свеча должна прямо сгореть на подсвечнике вместе с другими свечами и вовремя, а не тогда, когда она скрученная и ничего уже не может изменить.
Нам нужно воспрять духом, если мы даже согнулись под тяжестью этого мира. Нам нужно упросить Христа, и Господь расправит наши плечи, позвонки испрямятся. Во время исповеди Господь сбрасывает с нас тяжесть греха, и свеча снова выпрямляется, и свеча снова сможет гореть. Для Божественной Литургии самый главный момент службы во время Евхаристического Канона, когда пресуществляется хлеб и вино, и они превращаются в Тело и Кровь Христову.
Мы должны быть соучастниками Божественной Литургии постоянно, мы должны привыкнуть быть в ней, жить в ней, постоянно питаться ей. Если этого не будет, то горе нам, потому что, когда мы очутимся в Царствии Небесном на какое-то время, а каждый человек там очутится, потому что по учению Церкви первые три дня душа здесь после смерти, потом с третьего по девятый день – шесть дней Бог будет показывать каждой душе Рай, а потом по своим страстям нам нужно будет выйти и пройти мытарства.
Проходя Райские обители, у каждого из нас будет великое горе, что мы не сможем там остаться, потому что мы не привыкли к Божественному огню. В одной песне говорится: «Воск не боится огня». Свеча не боится огня. Свеча должна сгореть от огня. Не нужно нам бояться, а нужно нам прибегать, а Господь исправит нас и даст возможность сгореть вместе с другими свечами, и от радости мы будем только потрескивать. Свеча молится Богу. Свеча – символ молитвы. Свеча – символ человека. Нам нужно здесь на земле на каждой Литургии сгорать дотла, не бояться сгорать, потому что после причащения Бог будет нас снова и снова воскрешать.
Если человек в своей жизни боится сделать какой-то шаг для доброго дела, боится потратить свои силы, он так и останется скрученной свечой, которая не сможет не согреть саму себя, не других людей, не осветить другим путь. Если человек не боится делать добрые дела, пусть у него что-то не получается, пусть свеча коптит, пусть что-то не так – это не так важно, Бог не требует от нас результат. Бог требует от нас процесс добрых дел. Даже, если мы проиграем какую-то битву, но мы выиграем войну вместе с нашим Христом во время Страшного Суда.
В церковное Новолетие нам нужно постараться причаститься, а кто не успел подготовиться, то сама Божественная Литургия – это есть причастие благодати. Каждый человек может причащаться, как причащаются Ангелы, лишь бы он только желал этого. Приходящий человек на Литургию покрывается благодатью со всех сторон, согревается этой благодатью. Нам нужно только желать причащаться, и Господь даст нам такую возможность. Если мы в какой-то день не готовы, Он отведёт нас и скажет: «Подожди, в следующий раз причастишься». Всё это мы должны иметь в своём сердце. Самое главное, что есть в нашей жизни – это Божественная Литургия. Это и есть начало начал всего главного, что у нас есть.
В это Церковное Новолетие пусть каждый из нас постарается взять пример у Святых. Именно Святые смогли впитать в себя эту благодать Христову, они взяли святость именно у Христа. Именно эта святость преобразила их и сделала Святыми. Мы можем брать у них пример.
Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает Святого Симеона Столпника - основателя столпничества. Этот удивительный Святой имел великие подвиги, он много лет стоял на столпе, т.е. некой башне. Он сначала приковал себя к этой башне, но потом к нему пришёл один Святой подвижник и сказал: «Зачем ты приковываешь себя к этой башне. Выброси эту цепь, потому что воля человека крепче всякой цепи». Никакие цепи не удержат человека от страстей. Невозможно человека запереть в какой-то тюрьме, всё равно страсти будут бушевать в нём. Но, если человек имеет смирение, имеет волю к победе над грехом, тогда не нужно себя приковывать, не нужно себя заставлять что-то, потому что сама благодать Христова будет действовать в человеке через его смирение. Смирение даёт нам возможность соединиться со Христом, потому что, когда в нашем сердце гордость, она выглядит, как надутый пузырь. Когда нет уже места Христу у нас в сердце, даже, если мы будем причащаться, ничто нам не поможет, потому что Христос не сможет остановиться в нашей горнице, в нашей гостинице сердца. У Него не будет места там.
Но, если человек смириться, то значит этот воздушный мыльный пузырь сдуется и сразу всё сердце будет принадлежать Христу, и тогда Христос начнёт жить в нас, действовать в нас, творить в нас, любить нас, терпеть в нас, молиться в нас – всё будет в нас, все дары Святого Духа. И тогда всё изменится, тогда не нужно будет приковывать себя к батарее и бояться этих страстей. Не нужно бояться страстей, не нужно бояться дьявола, нужно бояться оскорбить Бога. Когда наше сердце примет Христа во время причащения, тогда всё встанет на свои места, как встало и у Святого Симеона Столпника. Когда он отковал себя от цепи и стоял на столпе, подвизался на много лет, и приходили к нему множество людей за советом и за молитвой из далёких земель и государств. Они хотели только прикоснуться к его башне, потрогать ступеньки, по которым он сходил. Вот какая сила была у этого Святого. Но, когда из Египта к нему прислали несколько монахов-послушников, Святые Отцы - пустынники сказали: «Симеон, слезай с этой башни. Мы не знаем, что у тебя за подвиг». И Святой Симеон без всякого ропота, без всякого осуждения и без всякого сопротивления сразу стал спускаться. И как только он стал спускаться посланники сказали: «Нет, стой, не спускайся, потому что наши отцы сказали, если ты послушаешься и будешь спускаться со своего подвига, со своей башни, значит точно с тобой Бог, и подвиг твой угоден Богу».
Вот свидетельство о настоящем нашем подвиге, о настоящих добрых наших делах – это наше смирение. Если наши добрые дела не приводят к смирению, то наши добрые дела недобрые. Наше пение, наше чтение в Храме, наши приборки в Храме, наши ремонты в Храме, строительство новых Храмов – ничего не будет Богу угодно, если всё это приводит нас к гордости.
Каждое доброе дело сопровождается страшными искушениями. Бог даёт нам побороться за эти добрые дела. Пусть каждый из нас встанет на борьбу со своими страстями через делание добрых дел, где Господь будет посылать испытания, которые будут очищать нас.
Помогай нам, Господь, напитываться Божественными Тайнами, чтобы наши сердце всегда было полно Христом, чтобы наше сердце горело, как горит свеча на подсвечнике. Если даже что-то с нами случается и у нас не получается, пусть каждый из нас знает, что Бог рядом. Всё Священное Писание проникнуто заботой о человеке. Множество есть свидетельств, где говорится: «Не бойся, Я с тобой». Всё это свидетельствует, что Бог с нами и поэтому пусть каждый наполнится не боязненностью, наполнится благодатью через причащение Святых Христовых Тайн.
Пусть каждый из нас, стоя на своём столпе, находясь на своей работе, в своей семье, а всё это для нас есть столпы, на которых мы стоим и подвизаемся. Пусть каждый из нас не приковывает себя к семье и к работе, пусть отбросит каждый из нас эту цепь и прикуёт себя благодатью, которая намного крепче нас свяжет, но даст нам уже не боязнь, а даст нам радость. Именно с радостью мы должны делать добрые дела, потому что они должны ради Господа соделываться.
В это Новолетие пусть каждый из нас начнёт Новый Церковный год не с пьянок, курения, гулянок, а пусть каждый из нас постарается причаститься Христовых Тайн, от всей души напитаться на весь следующий год и, чтобы желание было причащаться каждый воскресное богослужение, чтобы мы ждали причащения, как ждёт голодный человек еды и питья. Пусть каждый из нас не боится, но прославляет нашего Спасителя через испытания в добрых делах. Аминь.
14.09.2021 г.
Свидетельство о публикации №121112306946