Уроки вождения
Мне ещё не исполнилось пяти лет, как отец посадил меня на маленький двухколёсный велосипед и легонько толкнул его со словами: «Крути педали, руль прямо держи и не упадёшь!» Помчался я – яма, бугор, яма, бугор – не упал. Я даже умудрился объехать большую лужу, которая всегда образовывалась на дороге после дождя, такая большая, что обойти её представляло больших трудов, нужно было лезть чуть ли не на забор соседей, перешагивая её в самом узком месте, но я объехал. И только возле колонки, где деревенские набирают воду, я остановился, там была насыпана куча щебня -колёса запрыгали, руль задрожал – пришлось тормозить. Назад лужу я обошёл, прокатив велосипед по воде, обмыл его и снова помчался по грунтовке, набрав скорость. После дождя парило. Последние тучи рассеивались. Жужжали пчёлы. Отец, мама, младший брат, чуть дальше дед с бабушкой смотрели на мой успех. Они стояли у забора, а я мчался, мчался.
Затем, когда уже началась учёба в школе я пересел на взрослый, как сейчас вижу его, велик с названием «Урал». Где только не катался на своём «Урале» я, куда только не заносило меня и моих друзей – пацанов. Были, конечно и падения, да ещё какие! Однажды возвращались мы с речки, весёлой гурьбой, наперегонки мчались и вот большой спуск. У меня на руле болталась пустая бутылка из-под воды и надо же, выбивает эта бутылка спицу, и с оборотом колеса, становится поперёк вилки. Я через руль вниз головой с велосипеда, да ещё с горки так и закубырялся. Конечно, случаев таких в биографии любого пацана найдётся немало. Ребята с моего полёта нахохотались вдоволь и отряхнув пыль я продолжил путь. Следующим что освоил я был мотоцикл «Восход», потом «ИЖ Планета» с люлькой. В деревне у бабушки с дедом пробовал я даже пахать на тракторе. Юрка рыжий, мой дружок, пока отец его обедать ходил, подменял его в поле – пахал он уже по всем требованиям: выдерживал расстояние и глубину- всё, как батя сказал. Я рядом сидел. В кабине всё провоняло соляркой, в железном ящике поблёскивали только ключи, а всё кругом было чёрное от пыли.
- Попробуешь - спросил Юрка?
- Давай – загорелся я.
-Плавно, не спеша опускай плуг, трогай без рывков и пошёл -пошёл…Многотонная махина поползла по полю, волоча за собой плуг, который вырезал и переворачивал большие пласты земли. Я пахал.
«ГАЗ -51» — это первый автомобиль, за который я сел в девятом классе и первый, который более-менее серьёзно водил. Отец с ним мучился, помню мотор грузовика без конца глох. И если доводилось в дождливую погоду ехать по делам и наш газончик вдруг замолкал в колее, то это была катастрофа! Отец выползал по грязи из кабины, открывал капот и начинал искать причину, по которой глох Газон. Дождь между тем, то умолкал, то усиливался. Иной раз часа полтора – два уходило на определение и устранение неполадки, я между тем выполнял, сидя в кабине, команды отца: «Погазуй, сцепление включи – выключи…» Как мы выбирались из колеи это уже целая история! Машина буксовала, колёса в грязи становились совершенно круглые, без намёка на то, что протектор имеет какую – то форму. Теперь уже я вылазил из кабины ломал ветки и бросал их в колею под колёса, пытаясь придать, хоть какое – ни будь сцепление. Отец раскачивал машину вперёд – назад, вперёд – назад. Часа через три – четыре совершенно грязные, уставшие, измученные мы в «ГАЗ – 51» доползали до основной трассы.
Помню лето, когда купили мы «Запорожец» с помощью и усилиями трёх семей, мамины родители, папины и, естественно мама с папой скинулись - за четыре тысячи! Немалые деньги для восьмидесятых годов прошлого века! Что об этом автомобиле можно сказать - не плохой автомобиль. Мне он нравился. Сорок пять лошадиных сил, хорошая проходимость, да и вместительный. Его я изучил серьёзно, в отличие от предыдущих практик. «ГАЗ-51» и маленький «ЗаЗ» пришлись мне как нельзя по душе, видимо, чем больше трудностей испытываешь, тем дороже та вещь, с которой эти трудности связаны. Много поездил я на запорожце, то к бабушке, то от бабушки, то в райцентр, то из райцентра, конечно рядом с отцом, чаще всего с отцом, я ведь не имел ещё прав, перешёл к тому времени в десятый класс. Старались ездить мы теми путями, где не бывает милиции, в основном по полям, по грунтовкам. Труднее всего поездки давались в распутицу - ранней весной, в осеннюю слякоть и зимой, когда заносы на дорогах или гололёд. Так вот возвращаемся мы однажды с отцом из деревни, от бабушки с дедом, а это пятнадцать километров до нашего дома, дорога жуть – сплошной лёд, еду за рулём я, машина потихоньку идёт, в натяжку, чтобы не буксануть и не повело её, не закрутило на дороге. За поворотом спуск вниз, достаточно крутой, к железнодорожному переезду. Я сбрасываю скорость, почти совсем и тихонько качусь к шлагбауму, который начинает опускаться, что означает вот - вот пойдёт поезд. И тут замешкался – растерялся я, то ли минуя шлагбаумы рвануть, то ли остановиться, а остановиться уже вряд ли… Запорожец катится. Торможу - он быстрее и вылетает на рельсы, как ещё я не сбил шлагбаум? Только хотел газку дать - автомобиль дёрнулся и заглох…
Поезд летит слева - сигналит, а я в штопоре, в трансе. Хорошо отец не растерялся, быстро повернул ключ зажигания мотор заревел, а так, как была включена третья передача, Запорожец рванул с места, словно прыгнул с рельсов за второй шлагбаум. И в этот миг у нас за спиной полетел многотонный состав, грохоча по рельсам чугунными колёсами, взметая огромные снежные клубы пыли высоко вверх, к небу. Отъехав с пол – километра, я остановился. Руки дрожали. Я успокаивался.
Много было уроков вождения в моей жизни, интересных, забавных, познавательных, но были и такие, что удачей или чудом не назовёшь.
14 марта 2021 год
Свидетельство о публикации №121050703056