Мессир часть 635

Мессир часть 635

Существует несколько версий о происхождении Дайн Дерхе.
Согласно первой, он был горным духом, после смерти превратившимся в каменную бабу, которая и стоит на озере Хубсугул. До
распространения в Монголии ламаизма возле каменной бабы проходили шаманские посвящения, и, по преданию, существовала и
шаманка-удган - толковательница воли Дайн Дерхе. Согласно
древним поверьям, его дети обитают в одной из соседних пещер,
войдя в которую простой человек теряет рассудок.

Согласно второй версии. Дайн Дерхе был тюркским героем,
который похитил жену Чингисхана (другой вариант - дочь Чингисхана во время ее свадьбы с Хентей-ханом). Настигнутый погоней и спасаясь от занесенной над головой сабли. Дайн Дерхе превратился в каменный столб, на котором виден след сабельного удара. Окаменела и похищенная им женщина: спрятавшись в расщелину горы, она также стала почитаемым местным духом.

В третий версии отчетливо видны следы уже буддийского влияния, и Дайн Дерхе предстает в ней черным шаманом. Укрощенный "святым", он превзошел его в искусстве отнимать у смерти ее
жертвы и был послан им в Монголию. По дороге Дайн Дерхе изготовил первый бубен, разделив надвое барабан и повесив одну половинку на воздух, чтобы укрыться от солнца.

Общим во всех этих (и некоторых других) версиях является каменное изваяние, ставшее воплощением Дайн Дерхе. И оно действительно существовало вплоть до начала 1930-х годов. Стояло
оно недалеко от развалин Райского места и выглядело приблизительно так: камень в человеческий рост, в верхней части которого
была трещина от удара острым предметом. Обернутый в шелковую
материю, камень и в самом деле приобретал сходство с человеческой фигурой. Перед ним ставились различные приношения, а в
июле месяце в день праздника Дайн Дерхе камень обертывали новой тканью.

В этот день ламы в монастыре устраивали специальную церемонию "цам", после которой камень становился влажным. Очевидцы утверждали, что если по окончании "цама" камень протереть
платком, то платок начинал пахнуть человеческим потом.

В 1929 году монастырь Дайн Дерхе Шаравлийн хурэ был закрыт, камень вывернули из земли и увезли в неизвестном направлении. Сейчас от монастырских храмов остались лишь фундаменты, деревянные колонны (еще довольно прочные), вокруг которых
разрослись березки.

А пещера Дайн Дерхе сохранилась. Она представляет анфиладу
из трех горизонтальных залов, а в потолке последнего зала имеется
узкий проход, через который можно попасть в залы второго яруса.

Во всех залах, кроме первого, темно и прохладно. Все святилище Дайн Дерхе разместилось в первом зале, у самого входа в пещеру. Центральную часть святилища занимает жертвенный столик, на
котором стоит вырезанная из дерева полуметровая фигура всадника в традиционной монгольской одежде, с пучком стрел за спиной
и собранными на макушке волосами. Волосы увенчаны изображением ваджры - пучком молний.

Это и есть Дайн Дерхе, и перед ним на столе, как и в прошлые
времена, разложены жертвенные приношения: сыр, сливки, сухой
творог, печенье, конфеты, спички, водка в чашках, масло для лампад.

На стенах пещеры развешаны полуистлевшие от времени свитки с изображением буддийских божеств. С потолка свисают закрепленные на шестах многометровые полотнища, на которых разноцветной тушью написана молитва Дайн Дерхе как покровителю
счастья, мира и благоденствия на земле. А на одном из полотнищ
рассказывается и о достижениях самого человека: о его успехах в
космосе, о мире на земле и о вкладе монгольского народа в эти
достижения...
 
Одной из национальных реликвий венгерского народа является
корона Святого Стефана, история которой овеяна многочисленными легендами и преданиями. Корона эта состоит из двух частей,
каждая из которых ранее существовала отдельно от другой.

Верхняя корона была сделана в виде шлема из двух тонких золотых пластин, покрытых гравировкой В 1000 году римский папа
Сильвестр II (который, как гласила молва, обладал магической силой) возложил ее на голову первого венгерского христианского короля Иштвана (Стефана) в ознаменование принятия им христианства. Когда в 1083 году король Стефан был канонизирован, эта
уникальная корона приобрела особое значение.

Нижнюю корону, напоминающую диадему, прислал 75 лет спустя королю Гезе I византийский император Михаил Дука - в знак
признания венгерских королей равными себе. Нижняя часть короны охватывает лоб и сделана из золотой полосы, украшенной жемчужинами. Над ней возвышаются покрытые голубой и зеленой перегородчатой эмалью треугольники и полукружия. По центру полосы вставлены крупные драгоценные камни и византийские миниатюры по эмали с ликами христианских святых.

Обе эти короны были соединены в одну предположительно в
начале XII века. Единую корону позднее увенчал двойной (шестиконечный) крест, что должно было придать еще больший авторитет власти венгерских королей. С каждой стороны короны свешиваются золотые цепи, на которых укреплены рубиновые подвески.

Судьба этой короны весьма любопытна. В средние века ею, как
символом власти, распоряжались не сами короли, а бароны-хранители. Каждый претендент на венгерский престол стремился быть
коронованным именно этой короной, но далеко не каждому это
удавалось.

В 1301 году король Вацлав II увез корону с собой в Богемию, а
потом передал ее принцу Баварии Отто. Баварский принц, по предположениям некоторых историков, потерял корону в болоте. Сильно
погнутую ее нашли много позже, и в 1739 году вдова короля Альберта передала корону императору Фридриху IV, который хранил
ее в своем дворце в Вене. Когда в 1780 году на венгерский престол
взошел Иосиф II, император Фридрих IV передал корону в королевскую сокровищницу. В 1848 году, во время войны за независимость, корона Святого Стефана была спрятана на территории, которая теперь входит в состав Румынии, но потом ее снова возвратили в Вену.

Последний раз корона использовалась по своему назначению
в 1916 году, когда ею короновался император Австрии Карл I.
Тогда во дворце в Буде для короны, которую охраняли 24 человека, выделили специальную комнату. Там она и оставалась вплоть
до 1944 года. Когда части Советской Армии подошли к Будапешту, венгерскими ценностями (документами, золотом и ювелирными украшениями) был нагружен целый поезд, готовящийся для
отправки в США. Среди этих вещей находился черный массивный ящик, надежно запертый и тщательно охраняемый: в нем и
находилась корона Святого Стефана.

В ходе столь бурных перипетий отдельные элементы короны
были повреждены, а крест погнулся. В начале 1950-х годов Соединенные Штаты Америки ни за что не хотели согласиться с требованием венгерского правительства возвратить корону Святого Стефана на родину. И только в 1978 году, через 33 года после своего пребывания в США, она вернулась в Будапешт и сейчас хранится в одном из залов Национального музея имени Ференца Сечени На протяжении многих веков (с небольшими перерывами) изображение этой короны являлось неотъемлемой частью венгерского национального герба.

Следует упомянуть и еще об одном событии из "биографии" короны Святого Стефана. В 1981 году ее осматривали эксперты и предположили, что вернувшаяся из-за океана корона совсем не та, которую папа Сильвестр II прислал королю Стефану По мнению некоторых специалистов, настоящая корона, возможно, была возвращена в Рим еще в 1045 году - после смерти короля Стефана, но местонахождение ее остается тайной.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 25 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →