Media. Лирические мотивы. Filarmonica-квартет

ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ


  «Лирические мотивы» — такое название получила мартовская программа «Filarmonica-квартета» (в составе — народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель). В музыке лирические мотивы чаще всего восходят к образам природы и любви, темам свободы, жизненного пути и творческой дружбы, а композиторское и исполнительское чувствование неразрывно связано с рефлексией.
  Вечер-высказывание квартета Filarmonica выдался изысканным и тонким по красоте, и в то же время не без философского нарратива, обращенного к судьбам двух русских композиторов разных веков — XIX века в лице Александра Порфирьевича Бородина и XX — в лице Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, к их струнным квартетам — №2 и №4 соответственно. Интуитивно два отделения концерта воспринимались как диалогическая встреча бородинской весны — майской, благоухающей цветущими яблонями, со светлыми сумерками, встречаемыми в дачной беседке, и осени Шостаковича — в одиночестве утренней туманной дымки, где-то на опушке леса, с засурдиненным сонорным эхом, когда опадет последний позолоченный осенью лист, медленно кружа, и вот-вот начнет накрапывать холодный позднеоктябрьский дождь. В концерте переплетение лирических мотивов раскрываются с разных сторон: у Бородина — это любовь душевного единения, светлая и чуткая, наполненная поэтической легкостью и чувством благодарности к своей супруге — пианистке Екатерине Сергеевне Протопоповой; у Шостаковича — через трагизм и призму внутреннего переживания: квартет (написанный в тяжелое для композитора время, когда он был обвинен в формализме) посвящен памяти близкого друга Шостаковича — Петра Владимировича Вильямса, и от проникновенной грусти здесь проделывается путь к недвусмысленному гротеску и варьированию мелодической фактуры. «Filarmonica-квартет», можно сказать, «развертывает персонификацию»: опусы, посвященные определенным людям, уже не воспринимаются как написанные в прошлом или же позапрошлом веке — они здесь и сейчас, будто только что созданные и озвученные впервые, о вечном и незыблемом, о наших чувствах. Помните, особое волшебство поэзии? Когда впервые открываешь книгу и сразу же понимаешь: это написано обо мне, о настроениях и порывах, которые я испытываю. Еще сильнее это выражено в музыке, написанной для струнных квартетов, ведь ее не нужно переводить на всевозможные языки мира, ее поймут в любом уголке планеты. В этом — лирический мотив обновления человека, мотив свободы и откровения. Самые яркие части, исполнявшиеся «Филармоникой» не единожды в литературных программах, это, конечно же, третья часть квартета Бородина (Notturno: Andante) и вторая часть квартета Шостаковича (Andantino) — в них заложен секрет, пожалуй, всего квартетного музицирования, заключающегося в стремлении к прекрасному, к совершенствованию мира, но если в симфонии мы ощущаем мощь оркестрового высказывания посредством масштаба полотна и задействования огромных исполнительских сил, то формула квартетного изречения в ином — в весомости каждого струнного голоса, в его камерной проникновенности, не требующей гула медных и духовых. Слушая музыку в интерпретации квартета Filarmonica, уже не хочется говорить о технической искусности коллектива, об их абсолютной «слитости с инструментами» и ансамблевом мастерстве — этот факт неоспорим, он всем давно известен, но уходит на второй план, когда на первом оказываются впечатления от самой музыки. Уместнее сказать о том, что коллектив не перестает покорять слушателей трепетным отношением к шедеврам квартетного репертуара, красотой звукоизвлечения и теплотой его воплощения, проживанием исполняемого произведения, и в этом два главенствующих лирических мотива — обретения и тождества музыки необъяснимому словами и поистине сакральному дару человечества.


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фоторепортаж Михаила Афанасьева


Рецензии
Добрый вечер, Маргарита! Очередная чудесная познавательная статья, где сопоставляются внутренние мотивы музыкальных творений Бородина, Шостаковича, а также подчёркивается особое отношение квартета "Филармоники" к исполнению произведений этих мастеров музыки. Ваши статьи бесценны и для слушателей, и для
читателей. С теплом-

Надежда Ансеева   31.03.2021 18:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.