Деревня Вонюх славилась...

ДЕРЕВНЯ ВОНЮХ СЛАВИЛАСЬ…

1

Деревня Вонюх славилась санями,
Да лыжами, кошёвками. Сей труд
Искусства требовал и силы, знанья леса,
Упругости и гибкости древес.
Узорно мыслить
Потребно было нашим мастерам.
Кошёвку кто к народу запускает?
Кто разукрасит, в косы заплетёт,
Нарежет сам еловые красоты,
Иль мастера в подмогу призовёт?
Катитесь, саночки, взлетайте по ветрам,
Кружите головы у женихов, невест!
Вы пели все века, а ныне всей деревне
Пришёл конец. Не ставят даже крест.

2

Остались в воздухе (но кто их прочитает?)
Прозванья тех семей, что в сани брали хлеб:
То Тимофеевы и Шматовы, Ярышев,
А также и Никитин, Благирёв.
К изгибу дерево склонить не каждый может.
А как его надолго закрепить,
Чтоб зимний свист скользил искрой по снегу,
Полозья чтоб гудели, детвора
Чтоб разбегалась в радостном испуге?
Санный мастер –
Певец всерусской сказочной гульбы,
Горячий конь, кошёвка, плеть со свистом –
Где нашей удали свят образ боевой?

3

Ах, да, забыл: весь край кормился льнами.
Край костромской был славен колоском,
Расшитыми пространствами холстами,
В которых дар земли и память диких трав
Хранили чудны тайны с умолчаньем,
Сверкали в прялках, прятались в избах.
«Догнать и перегнать» не получилось…
Сможем
Когда-то в синь льняную заглянуть,
Как в космос неизведанный? Покажет
Нам лён-царевич сам свою сестру?
Сестрицу звать Кудельницей-царицей.
Кормилец лён, ключ тайны на века…

4

Деревня Вонюх славилась Варварой,
В богатстве знаний травницей слыла.
Ты заболел – иди-ко к ней лечиться!
«Зелёный храм» с Ефимом обрела
Во дни гонений красных, что на Бога
Подняли к небу жалкий свой кулак:
Грозивши небу, в глубь ушли, как черви,
Уклад крестьянства разметали в прах…
Крестьянской нет Руси, последними певцами
Есенин, Клюев, да Сергей Клычков
Так и не стали, городским отдавшись
Суровым модам, пламенным речам.
Ефим лишь Честняков: пел голос родниковый,
Да кто ж то слышал в дебрях да в тайгах?
Остались «ключики» - Ефимов да Варварин,
Что у деревни Вонюх (слышь) поют…
Да кто ж поймёт их, кто же им поверит?

5

Деревня Вонюх славна краеведом.
Простая в подвиге, чтоб «память обрести»,
Столкнула Зоя тягости застоя
И поднялась шалашка. В дом Ефим
Вошёл с небес, край засветился в смыслах,
Что значимы теперь для всей страны,
К универсальной красоте крестьянской.
Так, говорок Ефимов подхватив,
Нам, позабывшим о родстве «иванам»,
Златое ключесловье предала – звенит
И в шалостях ручьёв, и в красочных холстинах,
В сказаньях от Ефима свет в словах…

6

Деревня Вонюх славна одиночкой:
Лишь имя Большаковой здесь звенит.
Она взрастила памятник солдатам
Второй великой мировой войны,
Где пал от рук своих же Дмитрий Павлов,
Сам уроженец Вонюха (скорбим!).
Она же «ключик божеский Варварин»
Теперь приходит обкосить. Открой
Сюда свой шаг, лишь тут насытишь память
О подвигах и радостях труда,
О красоте крестьянства, об изменах,
О братской крови пролитой, слезах…
Быть может, сам себя ясней услышишь
В сраженьях предков, в санном хвастовстве,
В склоненьях льна, в волнах вольнолюбивых:
Ну кто ты, с кем? – ищи свой лик в ручьях…


10 февраля 2021 года – размышляя о покинутой людьми деревне Вонюх под Кологривом.
   
1 часть - В 1920-х и 30-х годах Вонюх был большой деревней, и там жили разные мастера. Но особо она славилась мастерами по производству саней. Кроме саней они также изготовляли санки, лыжи и кошёвки. В работе принимали участие все члены семьи, было 15 хозяйств по их изготовлению. Этим ремеслом занимались Тимофеевы, Шматовы, Ярышев, Благирев и Никитин.

3 часть - «Догнать и перегнать» - название льноводческого колхоза 1920-30-ых годов в Вонюхе.

4 – Варвара Кудрявцева была травницей, целительницей. Вместе с Ефимом Честняковым в годы гонений на церковь обустроила в лесу «Зелёный храм», куда тайно собирались на молитву.
 
«Крестьянской нет Руси, последними певцами Есенин, Клюев, да Сергей Клычков Так и не стали…» - Владимир Леонович на мой вопрос, в чём значение Ефима Честнякова, как поэта, сказал: «Это был первый и последний голос непосредственно русского крестьянства, только начавший подыматься и тут же заглохший, ибо погибло само крестьянство. А так «называемые крестьянские поэты», бывшие до него, очень быстро стали говорить на языке городской культуры и изображать из себя «поэтов из народа», потеряв при том с ним связь, образ жизни и этику».

5 часть - Здесь родилась Зоя Ивановна Осипова (1927-2016 гг.) - автор книги «Обрести память. Рассказы о Кологриве и кологривчанах». Работала в райкоме, любила руководить и командовать. Стала инициатором открытия музея Честнякова, с которым дружила в юности, в его доме-шалашке в Шаблово.

6 часть – В наши дни только летом следит за порядком в Вонюхе Людмила Сергеевна Большакова, это её родина тоже. Она инициатор и создания памятника воинам Великой Отечественной войны, и благоустройства «Варварина ключика», который обкашивает от трав.

Дмитрий Григорьевич Павлов (23 октября [4 ноября] 1897, Вонюх - 22 июля 1941 года, Москва) - советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941). Герой Советского Союза (21 июня 1937). Несправедливо отданный в самом начале войны под суд и расстрелянный в тюрьме Лефортово, он был реабилитирован посмертно в 1957, 1965 гг.


Рецензии