За Русским Духом через графику В. М. Неустроева
Кого мы знаем из самых выдающихся личностей и народов современной истории?
На территории бывшего СССР — А. Лукашенко, С. Лавров, В. Чуркин. Осетинский и Белорусский народы. В Европе - Милош Земан. На далёком американском континете — Дональд Трамп, в Азии — великие народы Китая, Северной Кореи... Это моё мнение.
Космонавт Великого СССР Терешкова имеет своё мнение. Ничего необычного в этом нет — мнений столько, сколько в мире людей. Тем более в эпоху тотализирующей демократии с её «западными ценнностями». Да, с ней никто не спорит. Только не надо обобщать, Валентина Владимировна. Наслаждайтесь своим мнением без помощи других, которые Вас не пытаются к чему-либо принуждать.
Теперь о художнике В.М. Неустроеве.
Владимир Михайлович Неустроев родился 5 мая 1948 года в Москве. По завершении учёбы в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) преподавал на кафедре графического дизайна, после чего работал главным художником Дирекции международных фотовыставок Союза Советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран В Советское время по работе побывал в 100 странах.
Организовывал выставки в Афганистане, Анголе, Индии и США. С известным советским и российским путешественником и писателем Дмитрием Шпаро побывал на Северном полюсе, где руководил художественным оформлением мероприятий по случаю завершения экспедиции.
В 1979-96 гг. работал заведующим сектором выставок в Российском центре науки и культуры в Праге, с 1989 года живя и работая в Праге постоянно.
Владимир Михайлович - автор иллюстраций к книгам российских и чешских издательств, среди которых сборник сказок Александра Сергеевича Пушкина и поэма «Анна Снегина» Сергея Есенина.
Вот, что писала, в частности, о художнике Ирина Ушакова в в 2004 году: «Завораживающим волшебством блеснут иллюстрации к сказкам Пушкина, братьев Гримм, Гофмана, изображающие прекрасных принцесс и отвратительных карликов и гномов, отважных рыцарей и смешных королей... И так захочется окунуться в этот разноголосый и разноцветный мир художника Владимира Неустроева, что и не заметишь, как уже в который раз ходишь вдоль стен, с головой проваливаясь то в одно, то в другое его «окно в мир». На его работах почти нет людей. Краски и формы живой природы, ожившая архитектура Кампы и Карлова моста, Вышеграда и Золотой улочки, русского Севера — вот излюбленные мотивы его творчества».
За художественно-исполнительное мастерство в работе награждён дипломом и медалью Академии художеств имени первого президента Чехословацкой Республики Томаша Масарика.
Мне тоже довелось написать о своём представлении зрителя о творчестве художника, в 3-4 моих публикация. Но главное, что первоначально поразило и меня, было ещё до выставки «По волнам памяти», открытой в Российскои центре науки и культуры в Праге с 8 сентября до 31 октября 2020 года.
В экспозицию вошли 25 графических работ, среди которых сельские, городские и архитектурные пейзажи России, Чехии, Италии, Турции и Иордании, ряд портретов, а также работы в жанре магического реализма. Работы выполнены в разных графических техниках: тушь, карандаш, уголь и сангина.
Я бы назвал эту выставку Выставкой Ренессанса Русского Духа.
На открытии выставки Виктория Юрьевна Тополь ввела посетителей в «Чешский Крумлов» (тушь,12), потом в «Мнесчице. Старый парк» (карандаш, 21). И сразу вдруг «Россия. Мои предки», где дед Евгений, баба Сима ждут гостей в своей деревне Озерки в Вологодской области. Дед под гармонь поет, одна собака слушает другая воет, подпевая (тушь, 17) . 3/3
И снова «Чешский Крумлов. Вид с парка» (тушь, 6 или 1). За ним «Турция. Сокровения, Каппадакия» (тушь, акварель 20). «Русский пейзаж» (в деревне церковь, дома, 2 лодки, на деревьях гнёзда птиц) (тушь, 5). 3/6 «О. Крит. Монастырь. Аркади» (тушь, 8). «Иордания. Петра» (тушь, акварель 19). 2/8
«Греция. Ритимно» (карандаш, 23). «Прага на Кампе» (сангина, 25). И снова «Чешский Крумлов» (карандаш, 18). «Россия, деревня Озерки и дед Евгений Яковлевич» (тушь, акварель 16). «О. Крит. Монастырь. Привели» (тушь, 9). «Прага. Мала Страна» (тушь, акварель 6). «Россия. Моя бабушка Маша возле избы дер. Озерки» (тушь, акварель на нитроне, 15 или 5??? ) 7/15.
«Прага. Нерудова» (тушь, 3). «Россия. Сергиев Посад» (тушь, 4). «Прага. Новый Свет» (тушь, 26). «Прага, ул. Дачицкого. Вид из нашего окна на пивнушку Hostinec Деканки. 2005 г. » (Тушь, 24). «Италия. Тоскана» (тушь, 2 или 9 ???). 5/20
«Прага. Костел Дева Мария Побеждающая» (тушь, 2, 9, 7 ???) «Греция. О. Крит. Ханева» (тушь, 22). «Прага» (тушь, 1). «Прага. 1 мая. День поцелуев» (тушь, акварель, 10). 3/23 http://rsvk.cz/blog/2020/09/08/
Я посмотрел выставку дважды и написал в книге отзывов: Летаюший над планетой. Воспрянь, Дух Русский, над Россией, державье предков возродись! Как было в Времена Великих мужей и их великих дел. С поклоном Вам, Владимир Михайлович. Летать рождённый не должен ползать. «Орлята учатся летать!»
Почти за год до того — 14 октября 2019 года в разговоре о мероприятиях РЦНК в Праге уже в далёких 90-х у меня появился, как оказалось, очень дорогой подарок - брошюра с дарственной надписью от Владимира Михайловича. Название - «Прогулка по Праге». Издана в 1996 году. Авторы - доц. И. Белкина (составитель текста) и В. Неустроев (художник).
Просматривая подарок дома, я испытал трепетное волнение и ощущение своего присутствия в чём-то близком родном с самого раннего предгорно-алтайского с продолжением в Забайкалье, вплоть до окончания семилетки, детства и отрочества.
Ранее такое ощущение я испытал всего раза 3-4 в жизни. Во время командировки в Иркутск с поездкой на Байкал в 1990 году — пьянящий хвойный Запах Родины. Случайной встречей с женщиной лет 45, облачённой в стёганную телогрейку, валенки, обутые в резиновые калоши, и типично-забайкальский серокоричневый платок из козьего пуха. Лицо женщины было румяно-обветренным, а в руках она держала сушёные грибы, нанизанные на ниточки. Было это зимой в Москве где-то в середине 90-х на переходе в метро с Охотного ряда на площадь Свердлова. Опять же на меня повеяло хмелящим Запахом Родины. Во мне появилось очень сильное желание подбросить женщину и взлететь вслед за ней в водоворот сужающегося пространства неба, куда, казалось, чуть ли не навсегда исчез чарующий Русский Дух, Запах Родины...
Сейчас в Праге 16:12; 31.12.2020. Сквозь стены и стёкла окон чувствую этот Запах Родины. И Николай Васильевич Гоголь: «...и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Как жаль, что не возвращается Птица-Тройка. Недостойны мы её, Николай Васильевич! А к кому ей возвращаться? К тому, кто распродаёт и сосёт Родину?
17 ноября 1997-го я вновь почувствовал Запах Родины, сойдя с самолёта в Пражском аэропорту. И увидев его зов неоднократно, когда смотрел на землю, и видел под «дождём» энергии просветлённые участки, на которых любого человека начинало вращать, если поставить его на эти участки даже в помещении.
В Москве у меня таких ощущений не было. Небо заслонило какой-то слякотью сразу же в 12 часов 6 марта 1953-го после правительственного сообщения по радио голосом Юрия Левитана. В Москве в те дни был мороз. Это небо заслонило слякотью. Лично мне Москва дала много, но самое крупное убийство в Москве произошло в то время с неоднократными повторами позже. Когда говорят, что И.В. Сталин был диктатором, это абсолютное враньё. Диктатотором в СССР был ЦК компартии, а избираемые на место паханов партии различные лица были приказчиками, выгодными ЦК. Если они именно ЦК были не выгодны, с ними расправлялись, порою, очень жестоко. Со временем паханы мельчали, как и придворная челядь. Сообща они растащили Советский Союз, обманывая рядовых своих членов - почти 20-миллионное государство в государстве. Предварительно разложив основную массу народа и желая «дожить себя» в достигнутой ими стагнации.
Индустриализация и коллективизация в СССР происходили потому, что Русский язык кипел во всех своих красках радуги, «мобилизуя» Русский Дух, который проникал во все клетки нашего многонационалтного народа. Русский Дух, выводивший и раньше Россию из критических ситуаций.
В том числе при Интервенции почти полутора десятков стран-агрессоров после ВОСР. И фашистской Германии с её сателитами, впитавшими в себя всю мощь оккупированных Германией евростран вместе с их заморскими территориями в годы Великой Отечественной войны СССР за своё право на существование.
Но и те, и те недоучли того, чего недоучёл французский выскочка Наполеон Бонапарт за целое столетие до легкомысленных авантюристов ХХ века. А ведь французским облучением того времени была просвещено всё дворянство Российской Империи во главе с Царями. Французскими языком и его культурой. И вообще русский народ по природе своего этноса интернационален изнутри на огромной территории общенационального богатства. И несмотря на «все флаги в гости... к нам», так уж повелось, простите, господа-недоумки, «кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» .
Вспоминается случай. Когда летом 2005 года философский факультет Карлова Университета в Праге прововодил традиционный ежегодный, в течение июля, месячный международный (студенты были не менее, чем из 60 стран мира) курс чешского языка. В той группе, где учился и я, студенту из Франции, лет 30, длинноволосо-кучерявому, весёлому блондину, взглянувшему на меня, захотелось задеть моё самолюбие.
Обращаясь ко мне, этот интеллектуальный недоносок, задал мне на чешском вопрос: «А Россия-то чем знаменита?» «Тургеневым», - подмигнув молодой симпатичной англичанке, ответил я. Имя русского писателя французику ни о чём не говорило. Поэтому я назвал рекорд Ивана Сергеевича по массе мозга — 2013 грамм. От дальнейшей дискуссии с Жоржем я отказался, переадресовав его с вопросами по России его предкам времен бегства Бонапарта через Березину и более позднего времени гитлеровской оккупации с дружелюбно расвеченной красными фонарями гостеприимной французской душой.
Загадка русской души не понятна лишь тем, что в самые ответственные и трудные моменты нашей Истории в русском народе появляется лидер, которому Русский Дух негласно вверяет русские души, сплачиваемые им вокруг титульной нации, и тогда совершается Чудо, непонятное тем, кого не коснулось дуновение этой непонятной для непосвящённых силы Русского Духа.
А силу творчества художника я увидел и почувствовал на себе наяву с помощью Евангелия от Матфея 7:13-14: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Так вот, значительная часть графики Владимира Михайловича — не плоские изображения, а панорамные с перспективой, зовущей зрителя сужающейся в пространстве глубиной.
На фото: В.М. Неустроев на открытии своей выставки 8.09.2020.
ИгВаС.
31.12.2020.
ОПУБЛИКОВАНО:
http://newsland.com/user/4294984225/content/7298419
http://newsland.com/community/5134/content/7298431
http://maxpark.com/user/4294984225/content/7298419
http://maxpark.com/community/5134/content/7298431
http://proza.ru/2020/12/31/1693
http://stihi.ru/2020/12/31/8537
Свидетельство о публикации №120123108537