Люблю смотреть... Виллем Клас Хеда
Люблю смотреть на натюрморты
И пусть природа здесь мертва,
В них скрыта тайны века суть
И красота волнует грудь!
Хеда, Виллем Клас (Willem Claesz (Claeszoon) Heda) (14 декабря 1593/1594, Харлем — 24 августа 1680/1682, там же) — голландский живописец, мастер Натюрморта.
Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, и обучение живописи видимо проходил Под руководством своего отца, харлемского городского архитектора Клас Питерса. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он Начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически Полностью переключился на натюрморты.
В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: Горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой Строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили Параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; Предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не Соприкасались. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас Ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «Натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijt’ом называлась лёгкая Закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Изображаемые Предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ Окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — Чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается Горечь.
Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные Представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских Мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым Набором незамысловатых предметов. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или Коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно Отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе Изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не Сельди и т. п.
К сорока годам Виллем Клас Хеда был уже живописцем с утвердившейся Репутацией. В 1631 г. он получил статус мастера в харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её Деканом.
Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и Вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение Таинственности.
В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и Искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но И живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного Мира.
После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по Колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь Большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества Применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
Мастер умер около 1680 г. в Харлеме. Влияние его на других художников было Значительным. Среди последних можно назвать молодого Франса Халса*.
@
Свидетельство о публикации №120121704602
"аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь."
Потому что многие, как и я, наверное, смотришь и видишь красоту изображения, а вот додуматься о глубоком смысле уже не хватает мозгов.
Спасибо!
С теплом
Роза Горбачёва 17.12.2020 14:30 Заявить о нарушении
Алексей Гончаров2 17.12.2020 14:43 Заявить о нарушении