Media. Врачующие музыкой
На крупнейшей сцене России — Новосибирского академического театра оперы и балета состоялся гала-концерт Вероники Джиоевой, посвященный медицинским работникам, неустанно сражающимся на передовой со второй волной пандемийного водоворота, в центре которого оказался весь мир.
— Сегодняшний концерт посвящен тем людям, о которых мы вспоминаем, когда нам плохо. Но очень важно вспоминать о них как можно чаще, ведь они ответственны и за то, когда нам хорошо — это наши врачи, наши медики — они отдаются полностью своей работе, своему делу. В России День медика отмечается в конце июня, но знаете, это неправильно, потому что его следует отмечать каждый день. И сегодня, 18 октября, тот день, когда мы имеем возможность отдать вложенное в нас, поблагодарив врачей, — с такими словами к слушателям обратился музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский.
Приветственная речь обрамляла оркестровое вступление — прелюдию из оперы «Травиата» Джузеппе Верди, и неспроста выбор пал именно на нее, как на некий музыкальный модус любви, пронизывающийся навязчивым мотивом не отступающей болезни. Дирижер и симфонический оркестр театра продемонстрировали чуткое взаимопонимание не только в вердиевской партитуре, но и как могли убедиться слушатели далее, на протяжении всего концерта.
Изысканная и яркая программа — сплошь из шедевров зарубежной оперной классики, была выстроена и исполнена с безупречным вкусом. И это неудивительно, ведь идейный вдохновитель ее проведения — талантливейшая оперная дива, заслуженная артистка России, народная артистка Республик Южная Осетия и Северная Осетия, солистка НОВАТа — Вероника Джиоева. Ее выход на сцену с арией Тоски из одноименной оперы Джакомо Пуччини был тепло принят публикой, за время пандемии истосковавшейся по живому общению с музыкой. Голос Вероники, узнаваемый с первых нот, обладает необыкновенным свойством буквально завораживать красотой и пленительно обволакивать слух гибкостью переливов пассажей, мастерски выведенной вокальной линией. Ее доверительное, искреннее отношение тет-а-тет к публике располагает и облагораживает исполнение партий в любых предлагаемых обстоятельствах и при любых условиях.
С арией Бартоло из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта на сцену вышел приглашенный солист НОВАТа, лауреат международного конкурса — Сергей Степанян (бас). Образ хитроумного доктора из Севильи получился дерзновенным, по-молодецки задорным и пылким — чуть менее эффектным за счет концертной версии исполнения, но от того не менее темпераментным. Бесспорно, молодой артист обладает отличными вокальными способностями и в его перспективе лучшие мировые сцены.
Алексей Зеленков (баритон) — постоянный солист НОВАТа, лауреат всероссийских конкурсов, предстал перед публикой с куплетами Эскамильо из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Поистине, оперный хит, мелодия которого известна каждому, — тем он и сложен, что постоянно на слуху, и потому требует не просто незатуманенного, полновесного исполнения под стать образу пылкого, завороженного чарами Кармен тореадора, а свежего и собственно трактующегося. Не лишенный артистической инфернальности в своем лирическом благородном звучании, баритон снискал овации публики, предельно четко уравновесив фактурность партии и эмоциональность.
В арии Леоноры из оперы Верди «Трубадур» Веронике Джиоевой удалось соединить глубокое чувствование — терпкое, но в то же время мягкое и проникновенное, с умением выстроить музыкальную фразу так, что слушатель начинает дышать в такт с исполнителем, а это дорогого стоит.
Сцена-дуэт Леоноры и графа ди Луна (Вероника Джиоева и Алексей Зеленков) — драматическая сердцевина концерта, полная экспрессии, при этом актерское мастерство певицы, безусловно, является еще одной гранью натуры тонко чувствующей и ощущающей себя в ансамблевой игре.
Вышедший на первый план симфонический оркестр в интермеццо из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло под управлением маэстро Юровского, показал себя как коллектив, имеющий собственный характер и стиль интерпретации — в этом и элегическая широта, и теплота струнных, и умение структурированно работать в группах.
Моцартовский дуэт Церлины и Дон Жуана (Вероника Джиоева и Сергей Степанян) — абсолют нежности и любви, искусно нюансированный, с собранным и деликатным звуковедением — то, что и требуется от грациозных оперно-оркестровых полотен австрийского классика.
Продолжая линию французского романтизма арией Хозе, на сцену вышел Сергей Кузьмин — лауреат всероссийских конкурсов, солист Михайловского театра (с 2016 года), хорошо известный новосибирской публике по ведущим теноровым партиям (после окончания НГК имени М. И. Глинки в 2012 году, Сергей Кузьмин был принят в труппу Новосибирского государственного театра оперы и балета). Исполнение без излишней аффектации, с плотным и ровным звучанием, отличающимся чистотой серебристого тембра и интонационной чуткостью. Тот случай, когда партия звучит эстетически красиво.
В виртуозном дуэте Амелии и Ричарда (Вероника Джиоева и Сергей Кузьмин) из оперы «Бал-маскарад» Верди, отличающемся вокальным разнообразием и мелодическим богатством, лирико-драматическое сопрано с его объемом и особенно звучными красками чисто вердиевского нижнего регистра как нельзя лучше показывает свои возможности. Несомненно, что партия Амелии — одна из «визитных карточек» Вероники Джиоевой, находящейся в превосходной форме.
Десять вокальных номеров должны были завершить этот грандиозный гала-концерт, по сценическому оформлению возведенный в духе итальянских вызолоченных театров и аристократического блеска конца XVIII века (режиссер представленной концертной программы, кандидат искусствоведения — Вячеслав Стародубцев), но восторженные аплодисменты публики не смолкали, и первым бисом от Вероники Джиоевой стал роскошный в исполнении вокальный номер Heia, in den Bergen из оперетты венгерского композитора Имре Кальмана «Королева чардаша» (в России традиционно «Сильва»). Начатый с лиричного вступления — лашшу, под скандирующие аплодисменты зала он трансформировался в искрометный, зажигательный танец — фриш. На общем поклоне артистов прозвучал дуэт Libiamo ne' lieti calici Альфреда и Виолетты (Сергей Кузьмин и Вероника Джиоева) из второй сцены первого акта оперы «Травиата», драматургически верно закольцевав программу — на высокой ноте воодушевления и веры в будущее — светлое и, конечно же, здравое.
Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus
Фото из официальной группы НОВАТа вконтакте
Свидетельство о публикации №120102803490
Спасибо Вам, Маргарита!
Анастасия Георгиевна Фомина 01.11.2020 17:24 Заявить о нарушении