Media. Врачующие музыкой

ВРАЧУЮЩИЕ МУЗЫКОЙ

На крупнейшей сцене России — Новосибирского академического театра оперы и балета состоялся гала-концерт Вероники Джиоевой, посвященный медицинским работникам, неустанно сражающимся на передовой со второй волной пандемийного водоворота, в центре которого оказался весь мир.

— Сегодняшний концерт посвящен тем людям, о которых мы вспоминаем, когда нам плохо. Но очень важно вспоминать о них как можно чаще, ведь они ответственны и за то, когда нам хорошо — это наши врачи, наши медики — они отдаются полностью своей работе, своему делу. В России День медика отмечается в конце июня, но знаете, это неправильно, потому что его следует отмечать каждый день. И сегодня, 18 октября, тот день, когда мы имеем возможность отдать вложенное в нас, поблагодарив врачей, — с такими словами к слушателям обратился музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Дмитрий Юровский.
Приветственная речь обрамляла оркестровое вступление — прелюдию из оперы «Травиата» Джузеппе Верди, и неспроста выбор пал именно на нее, как на некий музыкальный модус любви, пронизывающийся навязчивым мотивом не отступающей болезни. Дирижер и симфонический оркестр театра продемонстрировали чуткое взаимопонимание не только в вердиевской партитуре, но и как могли убедиться слушатели далее, на протяжении всего концерта.
Изысканная и яркая программа — сплошь из шедевров зарубежной оперной классики, была выстроена и исполнена с безупречным вкусом. И это неудивительно, ведь идейный вдохновитель ее проведения — талантливейшая оперная дива, заслуженная артистка России, народная артистка Республик Южная Осетия и Северная Осетия, солистка НОВАТа — Вероника Джиоева. Ее выход на сцену с арией Тоски из одноименной оперы Джакомо Пуччини был тепло принят публикой, за время пандемии истосковавшейся по живому общению с музыкой. Голос Вероники, узнаваемый с первых нот, обладает необыкновенным свойством буквально завораживать красотой и пленительно обволакивать слух гибкостью переливов пассажей, мастерски выведенной вокальной линией. Ее доверительное, искреннее отношение тет-а-тет к публике располагает и облагораживает исполнение партий в любых предлагаемых обстоятельствах и при любых условиях.
С арией Бартоло из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта на сцену вышел приглашенный солист НОВАТа, лауреат международного конкурса — Сергей Степанян (бас). Образ хитроумного доктора из Севильи получился дерзновенным, по-молодецки задорным и пылким — чуть менее эффектным за счет концертной версии исполнения, но от того не менее темпераментным. Бесспорно, молодой артист обладает отличными вокальными способностями и в его перспективе лучшие мировые сцены.
Алексей Зеленков (баритон) — постоянный солист НОВАТа, лауреат всероссийских конкурсов, предстал перед публикой с куплетами Эскамильо из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Поистине, оперный хит, мелодия которого известна каждому, — тем он и сложен, что постоянно на слуху, и потому требует не просто незатуманенного, полновесного исполнения под стать образу пылкого, завороженного чарами Кармен тореадора, а свежего и собственно трактующегося. Не лишенный артистической инфернальности в своем лирическом благородном звучании, баритон снискал овации публики, предельно четко уравновесив фактурность партии и эмоциональность.
В арии Леоноры из оперы Верди «Трубадур» Веронике Джиоевой удалось соединить глубокое чувствование — терпкое, но в то же время мягкое и проникновенное, с умением выстроить музыкальную фразу так, что слушатель начинает дышать в такт с исполнителем, а это дорогого стоит.
Сцена-дуэт Леоноры и графа ди Луна (Вероника Джиоева и Алексей Зеленков) — драматическая сердцевина концерта, полная экспрессии, при этом актерское мастерство певицы, безусловно, является еще одной гранью натуры тонко чувствующей и ощущающей себя в ансамблевой игре.
Вышедший на первый план симфонический оркестр в интермеццо из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло под управлением маэстро Юровского, показал себя как коллектив, имеющий собственный характер и стиль интерпретации — в этом и элегическая широта, и теплота струнных, и умение структурированно работать в группах.
Моцартовский дуэт Церлины и Дон Жуана (Вероника Джиоева и Сергей Степанян) — абсолют нежности и любви, искусно нюансированный, с собранным и деликатным звуковедением — то, что и требуется от грациозных оперно-оркестровых полотен австрийского классика.
Продолжая линию французского романтизма арией Хозе, на сцену вышел Сергей Кузьмин — лауреат всероссийских конкурсов, солист Михайловского театра (с 2016 года), хорошо известный новосибирской публике по ведущим теноровым партиям (после окончания НГК имени М. И. Глинки в 2012 году, Сергей Кузьмин был принят в труппу Новосибирского государственного театра оперы и балета). Исполнение без излишней аффектации, с плотным и ровным звучанием, отличающимся чистотой серебристого тембра и интонационной чуткостью. Тот случай, когда партия звучит эстетически красиво.
В виртуозном дуэте Амелии и Ричарда (Вероника Джиоева и Сергей Кузьмин) из оперы «Бал-маскарад» Верди, отличающемся вокальным разнообразием и мелодическим богатством, лирико-драматическое сопрано с его объемом и особенно звучными красками чисто вердиевского нижнего регистра как нельзя лучше показывает свои возможности. Несомненно, что партия Амелии — одна из «визитных карточек» Вероники Джиоевой, находящейся в превосходной форме.
Десять вокальных номеров должны были завершить этот грандиозный гала-концерт, по сценическому оформлению возведенный в духе итальянских вызолоченных театров и аристократического блеска конца XVIII века (режиссер представленной концертной программы, кандидат искусствоведения — Вячеслав Стародубцев), но восторженные аплодисменты публики не смолкали, и первым бисом от Вероники Джиоевой стал роскошный в исполнении вокальный номер Heia, in den Bergen из оперетты венгерского композитора Имре Кальмана «Королева чардаша» (в России традиционно «Сильва»). Начатый с лиричного вступления — лашшу, под скандирующие аплодисменты зала он трансформировался в искрометный, зажигательный танец — фриш. На общем поклоне артистов прозвучал дуэт Libiamo ne' lieti calici Альфреда и Виолетты (Сергей Кузьмин и Вероника Джиоева) из второй сцены первого акта оперы «Травиата», драматургически верно закольцевав программу — на высокой ноте воодушевления и веры в будущее — светлое и, конечно же, здравое.

Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фото из официальной группы НОВАТа вконтакте


Рецензии
Та самая Вероника Джиоева, победительница "Большая опера", невероятно! Маргарита, как здорово, что и оперных певцах и певицах Вы пишете! Чудесный репортаж, спасибо! Повод послушать записи, пока все на карантине! Правда музыкой врачуют!
Спасибо Вам, Маргарита!

Анастасия Георгиевна Фомина   01.11.2020 17:24     Заявить о нарушении