Четвёртое измерение... Часть II. Введение

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ II

КАК ИЗОБРАЗИТЬ ВРЕМЯ?

Ответ на вопрос о том, присуще ли четвёртое измерение таким видам искусства, как архитектура и изобразительное искусство, безусловно, должен быть положительным. Решение проблем пространства и времени в этих видах искусства имеет первостепенное значение. Воздействие пространственно-временных построений на восприятие человека является основополагающим во всяком произведении искусства. «Картинное пространство способно выражать коренные представления эпохи и культуры. В каком-то смысле будет верным сказать, что способ и тип его построения и заложенные там смысловые аспекты «моделируют» само мироздание. В пространственном образе того или иного рода часто весьма зримо отображается космос, общественная система, исторический момент… Задумываться об этом означает прикасаться к вопросу вопросов» (5, стр. 6). Но мы, говоря о пространственных построениях в искусстве, ни в коем случае не должны забывать о неразрывности пространства и времени. Обратное приводит к тому, что перестают восприниматься главные связи не только одного произведения, одного вида искусства, но и основные связи в искусстве в целом, в различных его видах. Это приводит, в конечном счёте, к непониманию искусства, его законов и путей развития.
Говоря о времени как основе основ в понимании искусства, необходимо прежде всего заметить, что, по существу, творчество есть мировоззрение, выраженное в конкретных художественных образах, а взаимозависимость таких двух сущностей, как человек и мироздание – двух самых широких понятий в мировоззрении человека – выражается в человеческом сознании прежде всего в направленном движении либо, в одних случаях, на человека, либо, в других случаях, от человека на мироздание. А направленное движение есть не что иное, как проявление времени. Поэтому и в данном случае мы будем говорить о проявлении наиболее общей формы категории времени в сознании человека, в его восприятии.
Но человек, по-видимому, никогда не воспринимал себя как нечто целое, единое. Человеческое сознание расщепляет человека на части, две из которых воспринимаются им наиболее отчётливо: тело и душа, реальное и идеальное, объективное и субъективное. Более того, мироздание, которое воспринимается человеком как нечто иное, так или иначе отдельное, может наполняться им то реальным содержанием, то идеальным. Таким образом, в одни исторические периоды возникающая в сознании человека трёхчастность (тело человека, его душа (сознание) и остальное мироздание) существует как преимущественно идеальная, а в другие – как преимущественно реальная. Поэтому далеко не всегда движение от человека к мирозданию, на первый взгляд, воспринимается как движение от идеального к реальному, а при направлении на человека – от реального к идеальному. Это зависит от того, каким содержанием – реальным или идеальным – сознание человека наполняет данные сущности.
Принимая во внимание всё сказанное, условимся движение времени от человека к мирозданию, каким бы содержанием эта сущность ни была наполнена, считать движением вовне или внешним, а движение от мироздания к человеку – движением внутрь или внутренним. Иными словами, при внутреннем движении времени человек ставит себя как бы в центр мироздания, а при внешнем – первенство в сознании человека смещается в сторону Вселенной во всём её многообразии.
Ярчайшим примером внутрь направленного времени может служить античная (классика) Греция, а вовне направленного – эпоха средневековья. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих главах.
Исходя из всего сказанного, попытаемся проанализировать основные этапы развития искусства, ставя во главу угла основополагающую, связующую, стержневую характеристику всех без исключения видов искусства – четвёртое измерение или время.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.


Рецензии
Елена, думаю, что поступаешь правильно, публикуя эти главы. Во-первых, ты раскрываешь собственное отношение к этой очень важной проблеме. А во-вторых, ты даёшь возможность читателю задуматься самому о времени, движении и искусстве.
Говоря об архитектуре, я бы привёл пример 30 картин Клода Моне "Руанский собор", где изменения освещения собора в разное время дня и времени года и есть участие времени в искусстве.

Михаил Сонькин   08.09.2020 19:33     Заявить о нарушении
Миша, спасибо большое за поддержку! (Я помещаю посты этой работы в отдельный сборник, который называется "Четвёртое измерение как критерий сущности искусства" - это полное название работы).
Честно говоря, я ставлю эту работу для себя. В этом нет ничего плохого, я думаю. А то, что мои читатели, как я вижу, открывают и закрывают эту публикацию, не читая, по большому счёту, не имеет никакого значения.
С этой работой меня приглашали в аспирантуру МГУ. Но я в очередной раз сделала свой выбор и отказалась. По большому счёту, быть историком искусства или ещё кем-то подобным, вообще заниматься наукой - это не моё. Занимаюсь этим исключительно по вдохновению. :))


Елена Зернова   08.09.2020 20:01   Заявить о нарушении