Media. В день дарования Восьмой

В ДЕНЬ ДАРОВАНИЯ ВОСЬМОЙ


В рамках абонемента филармонии Новосибирский академический симфонический оркестр представил публике первое исполнение в Новосибирске Восьмой симфонии Александра Глазунова.


  14 марта на сцене Государственного концертного зала им. А.М. Каца под управлением народного артиста России, известного советского и российского дирижера Александра Лазарева, Новосибирский академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — Томас Зандерлинг) впервые в Новосибирске исполнил Восьмую симфонию — одно из самых монументальных и многоплановых сочинений Глазунова. Лиро-эпический симфонизм Александра Глазунова, синтезирующий две ветви русского симфонизма, существовавшие параллельно: лирико-драматического (П.И. Чайковский) и картинно-эпического (общество композиторов «Могучей кучки»), — представляет собой цикл целостных оркестровых полотен, отличающихся разнообразием палитры звучания большого ансамбля, драматургическим единством, ясностью композиционной архитектоники форм и чистотой голосоведения. Его Восьмая симфония посвящена трагическим событиям 1905-го года, которые не обошли стороной и музыкальные сообщества России. На рукописи симфонии сохранился авторский эпиграф композитора: «Окончено 18 октября 1905. В день дарования свободы русскому народу, вернее, завоевания ее мирным путем».
  С первых же тактов перед слушателями открылась грандиозная симфоническая картина — воплощение эпического благородства, наполняющегося гнетущей скорбью трагедии, враждебностью стихийного наваждения, который, в конце концов, преломляется предустановленной Глазуновым мировой гармонией. Новосибирский оркестр являл собой мощный оплот звучания — от затихающего piano до блестящего симфонического tutti, наполненного богатой и густой тембральной окраской, экспрессивной целостностью инструментально-групповых конфигураций. В этом улавливалась и созвучность времени, и представление философского мировоззрение Глазунова, и масштабность высказываний эмпирических коннотаций, зашифрованных в нотном тексте. Сверхэмоциональная, фонтанирующая броскостью и широтой жеста манера направления оркестра нисколько не помешала выстроить дирижеру собственную линию прочтения, в котором чувствовалось и глубокое погружение в партитуру сложнейшего произведения и созидающее отношение дирижера как к самому оркестру, так и к его звучанию. Оркестр блестяще справился с очередной непростой задачей — представлением симфонии как настоящего события культурной жизни города (в 2020 году к событиям подобного масштаба можно отнести исполнение Третьей симфонии Малера в феврале и осуществление новосибирских премьер произведений Гии Канчели и Павла Карманова в январе). Воплотить в жизнь звучанием настолько многообразное и впечатляющее сочинение впервые в истории города — под силу только профессиональному коллективу, обладающему высоким уровнем мастерства, в котором внимание к мельчайшим деталям рождает оркестровую цельность, а сплетение творческой энергетики каждого перерастает в ансамблевый магнетизм.
  Новосибирская премьера восьмой симфонии Александра Глазунова для публики и самого оркестра, без пристрастия, состоялась с колоссальным успехом, сопровождающимся бурной овацией многочисленных слушателей, которые стоя благодарили музыкантов.



Текст Маргариты Мендель
Фото Ирины Дмитриевой
частный журналистский проект notes Musica opus


Рецензии
Маргарита, спасибо за Ваши публикации! Они написаны уверенной рукой
профессионала, разбирающегося в теме, но интересно для широкого круга
читателей. Вчера прочитала статью, после чего нашла через Яндекс и
прослушала восьмую симфонию Александра Глазунова.
С благодарностью и признательностью,

Наталья Ибраева   17.03.2020 15:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.