Media. В день дарования Восьмой
В рамках абонемента филармонии Новосибирский академический симфонический оркестр представил публике первое исполнение в Новосибирске Восьмой симфонии Александра Глазунова.
14 марта на сцене Государственного концертного зала им. А.М. Каца под управлением народного артиста России, известного советского и российского дирижера Александра Лазарева, Новосибирский академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — Томас Зандерлинг) впервые в Новосибирске исполнил Восьмую симфонию — одно из самых монументальных и многоплановых сочинений Глазунова. Лиро-эпический симфонизм Александра Глазунова, синтезирующий две ветви русского симфонизма, существовавшие параллельно: лирико-драматического (П.И. Чайковский) и картинно-эпического (общество композиторов «Могучей кучки»), — представляет собой цикл целостных оркестровых полотен, отличающихся разнообразием палитры звучания большого ансамбля, драматургическим единством, ясностью композиционной архитектоники форм и чистотой голосоведения. Его Восьмая симфония посвящена трагическим событиям 1905-го года, которые не обошли стороной и музыкальные сообщества России. На рукописи симфонии сохранился авторский эпиграф композитора: «Окончено 18 октября 1905. В день дарования свободы русскому народу, вернее, завоевания ее мирным путем».
С первых же тактов перед слушателями открылась грандиозная симфоническая картина — воплощение эпического благородства, наполняющегося гнетущей скорбью трагедии, враждебностью стихийного наваждения, который, в конце концов, преломляется предустановленной Глазуновым мировой гармонией. Новосибирский оркестр являл собой мощный оплот звучания — от затихающего piano до блестящего симфонического tutti, наполненного богатой и густой тембральной окраской, экспрессивной целостностью инструментально-групповых конфигураций. В этом улавливалась и созвучность времени, и представление философского мировоззрение Глазунова, и масштабность высказываний эмпирических коннотаций, зашифрованных в нотном тексте. Сверхэмоциональная, фонтанирующая броскостью и широтой жеста манера направления оркестра нисколько не помешала выстроить дирижеру собственную линию прочтения, в котором чувствовалось и глубокое погружение в партитуру сложнейшего произведения и созидающее отношение дирижера как к самому оркестру, так и к его звучанию. Оркестр блестяще справился с очередной непростой задачей — представлением симфонии как настоящего события культурной жизни города (в 2020 году к событиям подобного масштаба можно отнести исполнение Третьей симфонии Малера в феврале и осуществление новосибирских премьер произведений Гии Канчели и Павла Карманова в январе). Воплотить в жизнь звучанием настолько многообразное и впечатляющее сочинение впервые в истории города — под силу только профессиональному коллективу, обладающему высоким уровнем мастерства, в котором внимание к мельчайшим деталям рождает оркестровую цельность, а сплетение творческой энергетики каждого перерастает в ансамблевый магнетизм.
Новосибирская премьера восьмой симфонии Александра Глазунова для публики и самого оркестра, без пристрастия, состоялась с колоссальным успехом, сопровождающимся бурной овацией многочисленных слушателей, которые стоя благодарили музыкантов.
Текст Маргариты Мендель
Фото Ирины Дмитриевой
частный журналистский проект notes Musica opus
Свидетельство о публикации №120031604297
профессионала, разбирающегося в теме, но интересно для широкого круга
читателей. Вчера прочитала статью, после чего нашла через Яндекс и
прослушала восьмую симфонию Александра Глазунова.
С благодарностью и признательностью,
Наталья Ибраева 17.03.2020 15:07 Заявить о нарушении