Media От Яначека к Дворжаку в письмах, образах...

ОТ ЯНАЧЕКА К ДВОРЖАКУ:
В ПИСЬМАХ, ОБРАЗАХ, КВАРТЕТАХ


  Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и обсуждать о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка?..
  Л. Н. Толстой. Крейцерова соната

  На вопросы вечные ответов не найти. Музыка — это форма художественного отождествления мира, вид искусства или же обособленная философия нематериального бытия, интонационно и ритмически выраженное чувство в звуке, отрефлексированный «язык» мира духовного? Каждое определение будет столь же верно, сколь неправильно, ибо ответ на этот вопрос для каждого сугубо индивидуален. Знаем мы точно, что музыка обретает жизнь, цвет и плоть только тогда, когда ее исполняют, когда она открывает бездну чувств, эмоций и звуковых возможностей инструмента, когда трансформирует пространство, останавливая время и меняя ход наших мыслей.
  Quid est musica? Этот вопрос, пожалуй, стал главной темой вечера 19 декабря для слушателей абонемента «Filarmonica-квартета» (в составе: народный артист России Валерий Карчагин, первая скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, вторая скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель). Тремя камерными сочинениями ансамбль представил музыку в разных ее ликах и ипостасях: в любовных письмах, литературных портретах, путешествиях и даже в пении птички пиранги. При этом программа концерта была целиком посвящена чешской культуре. И пропустить исполнение двух камерных, не побоюсь этого слова, музыкальных поэм — квартетов Леоша Яначека «Крейцерова соната» и «Интимные письма» — было бы не просто недоразумением, а целым преступлением.
  Первое отделение вечера — лихорадочная искренность поздней любви композитора, пылкая страсть и абстрактная нежность, речитатив неистовства и чувственной одержимости. За месяц до смерти Яначек писал: «Я не могу утолить жажду поцелуев. Это как обжигающий огонь внутри меня, который разгорается все жарче и жарче». Второй струнный квартет стал последним законченным сочинением, апогеем страсти в более чем 700 письмах и данью духовной дружбы с Камилой Штессловой, замужней женщиной, которая была моложе композитора на 38 лет. За долгую концертную жизнь квартет «Филармоника» представил публике внушительное количество сочинений, редко звучащих на сценах города Новосибирска, премьерных исполнений и музыкальных первенцев сибирских композиторов. Моя первая встреча с «Филармоникой» состоялась пять лет назад именно с квартетом «Интимные письма». Сказать, что тогда это было потрясением — ничего не сказать. Спустя годы восприятие этого сочинения уже предвкушает каждую ноту и внимает ее на резонансе повышенной чуткости. Все голоса квартета как на ладони, наполнены предельной откровенностью и неподдельной исповедальностью. В звучании инструментов улавливаешь интонации человеческой речи, ее угасания и нагнетания, вспышки не то ревности, не то наития. Интерпретации «Filarmonica-квартета» всегда отличаются проникновенностью и сопереживанием, стилистической достоверностью и общим концептом передовой музыкальной культуры. А техническая искусность коллектива не перестает поражать. Колкость и острота звучания «Интимных писем» могла бы показаться чересчур дерзкой и обособленной для эстетов времен Яначека, и, вероятно, для нынешнего века этот квартет так и останется загадкой, но Яначек опередил свою эпоху и, слушая его, теряешь нить времени, чувствуя, что этот квартет нужен здесь и сейчас, что актуален он будет и через две сотни лет.
  Закрыв в первом отделении шкатулку с письмами, перевязанными моравской лентой, во втором мы открыли книгу — «Крейцерову сонату» Льва Толстого в струнной перифразе Яначека. Оригинальность квартета — не только в его музыкальном языке, модальности и феноменальных мелодических сочетаниях, но и в скрытой театральной программности, воплощенной при помощи принципа тематического монтажа. Меланхоличная первая часть — сцена в поезде, где Позднышев рассказывает свою историю. Скерцо, подобное мрачной польке, описывает историю женитьбы и невеселых будней семейной жизни. Звучащие в скерцо отголоски скрипичной сонаты Бетховена, когда скучающая жена восхищена скрипачом, и они совместно музицируют, в третьей части приобретают гротескный характер, словно передающий впечатления ревнивого мужа. Финал темы первой части, играемой скрипкой (она отмечена в партитуре как «в слезах»), возвращение ревнивца, заставшего вместе скрипача и жену, последующее ее убийство. [1] В отличие от Второго квартета, в Первом Яначек рисует портрет «женщины несчастной, которую мучают, бьют и убивают». Исполнительские указания come un lamento (как жалоба) и disperato (с отчаянием) наиболее точно характеризуют эмоциональный контекст музыки. Композитор ставит в основу произведения совершенно отличную от толстовской сверхзадачу: в квартете музыка «воздействует как совесть человечества». Максимально сфокусированная концентрация в необычных ансамблевых конфигурациях (например, в третьей части, когда первая скрипка и виолончель играют con timidezza (скромно) каноном в октаву, который постоянно прерывается резкими вторжениями второй скрипки и альта fortissimo sul ponticello), отточенная фразировка, превращающая каждую взятую ноту в эстетическую драгоценность, и энергия сотворчества — прекрасные составляющие камерного коллектива, которые присущи «Филармонике». Поэтому исполнение всех квартетов Яначека пронеслось на одном дыхании, и здесь бы можно было бы поставить логическую точку, но квартет будто бы ставит вопрос и отвечает на него же излюбленным произведением своего репертуара — «Американским» квартетом Антонина Дворжака. В конце концов, декабрь — месяц волшебства, надежд и предвкушения чудес, и небольшое путешествие — отличный подарок слушателям от исполнителей. На протяжении нескольких сезонов Filarmonica неоднократно обращалась к этому квартету, что вполне закономерно: легкая фактура, пронизанная фольклором и обладающая почти гайдновскими классицистскими чертами, попевки спиричуэлс, использование Дворжаком блюзового звукоряда и других ладов, присущих негритянской и индейской музыке, — замечательная аллюзия праздника для меломанских эмпирей. Здесь и упоительная красота, и эмоциональность, пробуждающая сердца, и безупречность звучания, и филигранно высвеченные в процессе созидания яркие образы.
  Quid est musica? Благодаря «Filarmonica-квартету» она предстала еще и в виде удивительного объединяющего чувства — чувства прекрасного, трогательного и возвышенного. И пусть год наступающий подарит немало столь же приятных и запоминающихся впечатлений как слушателям, так и самим музыкантам. Ars longa, vita brevis, vivat Filarmonica!

[1] Флорос, К. Тайные программы в инструментальной музыке / К. Флорос // Opera musicologica. – 2017. - №4[34]. — С. 40–41.


Фото Михаила Афанасьева с официального сайта филармонии
Текст Маргариты Мендель
Частный журналистский проект notes Musica opus


Рецензии
От первого до последнего слова, до финального звука, в Вашем рецензии звучит музыка! Яначек, Дворжак! Не знаю, как Вам это удается, Маргарита, что это за волшебство, но строки звучат хрустальной чистотой, нежностью, невыплаканностью чувств, сокровенностью, высокой светлой любовью, которые только в музыке можно услышать!... Такие статьи о концертах подвластны перу настоящего музыканта и поэта!
Одухотворенно и чарующе, Маргарита! Аплодирую Вам и передаю аплодисменты через Вашу статью квартету Filarmonica, поздравляю с Новым годом!!!

Анастасия Георгиевна Фомина   29.12.2019 10:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.