Media 105. Пожизненно

105. ПОЖИЗНЕННО

УК РФ Статья 105.
Часть 2. Убийство:
а) двух или более лиц; в) малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии; д) совершенное с особой жестокостью; ж) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; з) из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом
— наказывается лишением свободы на срок от восьми до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Осужденная — Измайлова Катерина Львовна.

  Действие моноспектакля по мотивам очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» разворачивается на каторге, хоть сама героиня и озвучивает свою статью как 105-ю, что невольно наводит на мысль о современной женской колонии, большая ассоциация возникает с «сибирским островом смерти» — острогом заключенных. Сам факт, что произведение Лескова написано 155 лет назад, когда использовали Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, принятое Николаем I, а в спектакле озвучивается статья нынешнего УК РФ, не смущает и не настораживает как фактическая ошибка, а наводит на режиссерскую гипотезу: сильно ли за 155 лет изменились мотивы поступков «лесковских героинь» и поменялись ли сами люди, совершающие тяжкие преступления? Ведь и ныне никто не защищен от сумы, от тюрьмы и от шага в бездну.
  Несложно заметить, что прочтение оригинала произвело неизгладимое впечатление на режиссера и художника-постановщика спектакля Сергея Дроздова, которому с успехом удалось воссоздать столь мрачную атмосферу последних дней ссыльной каторжанки Измайловой. Небольшое пространство сцены ограничено всего несколькими аутентичными предметами жизни ссыльных, но главное — как они «играют» и обыгрываются по ходу спектакля: оцинкованное корыто, две цепи, колода с чурбанами да поленище. Сидит Катерина Львовна посреди треугольника опасных предметов — корыта с водой, двуручной пилы и топора-колуна — как перед выбором: то ли утопиться, то ли зарубиться. На ногах у Измайловой не то кандалы, не то цепь для привязи бешеной собаки, и все не по-человечески, ни намека на былую купеческую красивую жизнь. Ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, одно безумие и жестокость без прикрас.
  Доминанта сценографии — метафора дерева, срубленного под основание жизни. Отсутствие цветов и плодов на дереве — как символ недостигнутых целей, отсутствие корней — ни родительских предписаний, ни родовых традиций; нет на нем ни листьев, ни почек — нет и продолжения жизни. Зато всюду расколотые чурбаны, пыль и опилки, как наговоры и сплетни, в которых погрязла Катерина. Да и сама Измайлова — не то гниющий изнутри тополь, не то оглобля с деревянным нравом. Первые три минуты спектакля становятся ключевыми, когда героиня двуручной пилой пытается управиться с поленищем — некому помочь, нет того, кто бы вторым взялся за пилу. Так случается и в ее судьбе. Мотив многострадального одиночества, тягостного странного чувства, окрашенного в цвет греха и порока, вызывает двойственную эмоцию: одновременно и отталкивающую, и притягивающую.
  Режиссер трактует произведение по-своему, начиная с наказания и возвращаясь к преступлению, переводя текст очерка не просто в сценическую иллюстрацию, а в полноценную историю, расставляя акценты и ремарки по своему усмотрению. Большого таланта, энергии и самоотдачи требует моноспектакль от исполнителя, чтобы ни на минуту не растерять внимание зрителя. Нужно отдать должное актрисе Софии Соловьёвой — мощное проживание сдавленного, дикого состояния главной героини, которое считывается по одному ее взгляду, героини-убийцы, впадающей из крайности в крайность, мечущейся между душегубством и плотской страстью — выдержать такое ролевое испытание с честью дорогого стоит. Правдоподобно настолько, что становится страшно, и как это получилось — большая актерская тайна.
  Одним злодеянием сыт не будешь, и после отравления тятеньки Бориса Тимофеича, купца третьей гильдии, Катерина убивает своего супруга, а затем и племянника Федю, читающего в патерике житие своего ангела святого великомученика Феодора Стратилата в то время, когда все вокруг празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы. Будучи беременной, она убивает дитя и впоследствии отказывается от собственного ребенка во имя хищной страсти к приказчику Сергею. Можно долго рассуждать о мотивах ее поступков, о слепой жажде обладания, о «скуке русской купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться», пересказывать историю статной брюнетки с темными глазами, которую сравнивали и с «трещиной на зеркале лесковского мира», и с «зигзагом молнии в лазури», и с «ведьмой во храме». Но именно в моменты убийства начинает играть каторжный реквизит, и безумие главной героини на сцене придает очеловеченность образам: от ватной куртки и небольшого поленца в качестве дитятей до обычной воды из корыта, воспринимаемой как бурые пятна крови на темно-малиновой юбке (художник по костюмам — Елена Каребо). Интуитивно ли или продуманно, но платок на голове Катерины того же цвета, что и юбка — цвета страсти, телесной чувственности, но ведь платок на Руси всегда был символом добропорядочности, женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом. Видим ли мы это в спектакле? Нет. А Сережечка «подлец, пренепостоянный-непостоянный», за которого Катерина готова и в огонь, и в воду, и в темницу, и на крест, потеряв выгоду, улестил и до греха довел уже другую. Его подарок — черная лента на руке героини (по ее же рассказу найденная в саду) — тоже считывается как эмблема скорби, которая в финале превращается в удавку. Прикованная одной цепью к земле, Катерина пытается раскачаться на другой цепи, будто на качелях своей мечты, а метафорическая раздвоенность, когда одна героиня ведет диалог за нескольких персонажей, действительно выдает мотивы желтого дома в «мертвом доме».
  Спектакль переполнен символикой и чудовищной жестокостью, прописанной оригиналом, он прошибает в прямом смысле слова. Как зритель ты до последнего сопротивляешься постановке, искажение светлого любовного чувства доводит до тошнотного отвращения; много горя, много обжигающей развращенности и бездуховности, чувства вяжущего, кипяще-липкого, темного и томящего. И это чувство не оставляет даже после резкой трагической концовки, словами которой будет слишком поздно осознанная героиней горькая истина: «Так он же меня и не любил». До мурашек по телу пробирают сцены, где лейтмотивом образа Сергея звучит песня этно-рок группы «Вопли Видоплясова» — всего лишь одна мелодия, но идеально подобранная к оформлению.
  «105. Пожизненно», без сомнения, спектакль сильный и эмоционально насыщенный. Он не для нежных, сентиментальных девушек и ранимых, чувствительных мужчин. Он для тех, кто готов встретиться с помешательством страсти лицом к лицу и не потерять веру в настоящую любовь. Brava, София Соловьева, bravi, команда театра «Понедельник выходной»!



Текст Маргариты Мендель
Фотографии предоставлены театром «Понедельник выходной»
Частный журналистский проект notes Musica opus


Рецензии
Статья просто блестящая! Это не просто комментарий спектакля, это основательный разбор основной идеи, сконцентрированной и осовремененной, превращённой в сжатый спектакль, где многие страницы текста Н. Лескова заменяет удачно подобранная режиссером символика.
Время наше переполнено жестокостью, не говоря уж о страстях, ради самой страсти, и автор подмечает справедливо, что 155 лет не отделили нас от характера главной героини, сильной натуры, которая пошла по уродливому пути, задохнувшись в застойном болоте купеческой, сквозь пропитанной мещанским духом среды.
В мировой литературе это не единственный подобный персонаж, хотя по жестокости исполнения низменных прихотей , быть может,героиня Н.Лескова превосходит и Мадам Бовари,( Г. Флобер), и Лепореллу(Ст. Цвейг), и тем более любовницу каторжника Мегре, задушившую свою соперницу(Большие надежды" Ч. Диккенса).
То, о чём ныне читаешь в СМИ, говорит в пользу режиссёра, решившего поднять эту тему и показать зрителю всю пагубность низменных страстей для человеческой души. Спасибо автору за статью. Уверенна, что спектакль будет иметь успех. С теплом души-

Надежда Ансеева   20.12.2019 15:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.