Media Семейный портрет с посторонним

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ С ПОСТОРОННИМ


Виктор. Так подожди, они, выходит, все со справками: голову отвернут – и отвечать не будут? Я-то думал, они спокойные, раз на воле, так, чуть-чуть, а они еще почище буйных. У вас вообще тут власть-то есть какая-нибудь? Сумасшедшие с топорами спокойно бегают, а им главное – клуб оформить к празднику. Выпустите меня! Я тоже псих! Я тоже сидел!  Я такой же, как все, сумасшедший, выпустите меня!.. 
  Степан Лобозёров   

  Комичность истории, когда деревенская семья думает, что их гость из города сумасшедший, а он в это же время предполагает ровно противоположное — что хозяева из желтого дома, и все это на фоне любовной коллизии с элементами буколического детектива — такую историю зрителям представил частный драматический театр «Понедельник выходной», приглашая всех провести три премьерных дня в деревенской «гостинице» («не настоящей, конечно, три кровати, но все равно»). В спектакле с самого начала тон задает не только сценография, но и оформление зрительного зала и фойе. Обрывки ткани с причудливо рисованными портретами, тут и там развешенные по обе стороны театральных кресел; портальный занавес, больше похожий на шторки-задергушки из добротной бревенчатой избушки — все это настраивает на атмосферу деревенского быта.
  В основе спектакля лежит комедия «Семейный портрет с посторонним» Степана Лобозёрова — одного из самых ярких и популярных драматургов Сибири, исследователя жизни «семейских» — коренных жителей Сибири, Забайкалья, Бурятии. И пьеса, можно сказать, универсальна для постановки, максимально выигрышна, пусть и сюжетная линия, на первый взгляд, что ни на есть незамысловатая: деревенская рутина, в коей проживает одна небольшая семья со своими проблемами, недоразумениями и мелкими ссорами: глава семейства Тимофей лежит со сломанной ногой и требует именин, жена его Катерина, возвращаясь каждый раз домой с полными пакетами, не гнушается ерничества и ругает мужа за пьянство, дочь их Таня мечтает о чистой и светлой любви, о поступлении в институт, но пока подрабатывает то уборщицей, то пионервожатой в школе, а вот бабка, несмотря на свою ворчливость, успевает и по хозяйству управится и проконтролировать каждого и всея в доме. Но никто из них не может добраться до чердака, чтобы утопить недавно родившихся котят. Главным винтиком механизма, запускающего хаос, становится даже не приехавший в деревню Виктор — молодой художник, который должен расписать к празднику клуб, а Танин ухажер Михаил, разыгравший хитроумную комбинацию со сплетнями о дурдоме. 
  Нелепости поведения героев разыгрываются в пространстве под стать характерам персонажей; декорации (в прямом и в переносном смысле) будто белыми нитками шиты — именно белыми, когда портные наметывают скроенное для примерки. Угрюмый и немногословный городской житель Виктор как раз-таки «примеряет» на несколько дней деревенскую жизнь, но в условиях, которым явно не позавидуешь. Режиссер и художник-постановщик Сергей Дроздов создает абсолютно бутафорское пространство (где из неподдельного только стол, стулья да еда) для более легкого восприятия актерской эксцентрики, перемещая акценты с декораций на героев. Материальчатые своды дома в разрезе, где остаются две комнаты и коридор у задника сцены, где никто не хлопает дверями (но зато с заядлой регулярностью и совершенно комично запинается об ведра в «коридоре»), ибо вместо них занавески с воспроизведенными далеко не а-ля рюс, а скорее в стиле «я рисую как могу/ я художник, я так вижу» с комодами, домашней растительностью, часами, торшерами и окнами. На фоне простых, чисто символических декораций и складывается в горько-смешную провинциальную картину сценки обороны «сумасшедших от сумасшедшего», сопровождающиеся несмолкающим, еле давимым хохотом из зала. Безусловно, актерам театра «Понедельник выходной» удалось в полной мере органично войти в образы, уловить говор и манеры деревенских обитателей, которым невозможно было не верить, и искренний смех из зала — лучшее тому подтверждение и показатель какой должна быть настоящая комедия.   
  Главный философ спектакля — прикованный к постели Тимофей (Роман Лящук), активно участвует в семейной жизни и особенно в проведении собственных именин («Тимофей как состояние души»), Катерина, вынужденная постоянно всех тормошить (восхищающая самоотдачей и красотой гротеска женщины-вамп с уральским диалектом, актриса Валентина Ворошилова), Таня (Ирина Трифонова), их дочь, исполненная академической скромности, которая периодически сменяется неустрашимой отвагой — последняя капля здравого смысла в семье, совершенно не обремененной ни техническим прогрессом, ни проблемами глобализации, новоиспеченный жених Михаил (Егор Голдырев) — затейливый ревнивец и провокатор, художник Виктор (Владимир Швальбе), находящийся на пороге личной экономической катастрофы, далекий от нравов как деревенских изб, так и желтых домов и, конечно же, совершенно умопомрачительная, колоритная бабка-боец из Сибирского Шаолиня, готовая противостоять чужой буйности и метлой и ножом, и ведром и топором (Анастасия Панина). Чего стоит сцена ночного дозора с ее участием под саундтрек из «Розовой пантеры». К слову, многие фразы и реплики спектакля очень быстро и легко разлетелись на цитаты.
  Отдельного внимания заслуживает и музыкальное сопровождение постановки: от песен группы «Руки вверх» до «Нирваны» и Бон Джови  в органичной для спектакля аккордеонной интерпретации. 
  Спектакль «Семейный портрет с посторонним» способен удивить и рассмешить даже самого искушенного комедиями зрителя, и приходить на этот спектакль необходимо действительно с теми, с кем бы вы сели за один стол на собственных именинах. Динамичная и живая постановка, в которой работа режиссера, актеров и всего творческого состава заслуживает горячих аплодисментов — отличное лекарство от стресса и депрессии в любое время года.


Текст Маргариты Мендель
Фоторепортаж (с первого дня премьеры) Алексея Гриценко,
фотографии предоставлены театром «Понедельник выходной»
частный журналистский проект notes Musica opus


Рецензии
Удивительная рецензия! Нет, это совершенно самостоятельное произведение с набором прекрасных художественных средств! Читается на одном дыхании, а как хочется после прочтения увидеть этот спектакль!!! Сама рецензия на него оставляет неизгладимый след!
Благодарю, Маргарита! Поздравляю Вас с очередной блестящей статьей, театру "Понедельник выходной" поздравления с премьерой, уважаю талантливых людей!
С сердечным теплом

Анастасия Георгиевна Фомина   13.12.2019 11:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.