Media Кухня без компромиссов

Ночная кухня — это территория окончательного и бесповоротного паралича мыслей. Ни в коем случае нельзя оставаться в таком месте надолго. Ни в коем случае нельзя заставлять своих жен и матерей проживать жизнь на кухне. Здесь зарождается не только вкусный суп, но и бытовое пьянство и даже позывы к убийству. Кухня — это глобально: это таинственное место, управляющее жизнью всего дома...
Ёсимото 

  Если путь к сердцу мужчины лежит через желудок, а к сердцу женщины — через уши, то на «Кухне» театра «Понедельник Выходной» путь к сердцу зрителя лежит как раз и через уши, и через желудок. Спектакль — провокация, спектакль — разговор по душам. Вербатим, граничащий с театральным перформансом и жанром нон-фикшн, документальной основой которого становятся рассказы самих зрителей-очевидцев. Ради чего мы приходим в театр, если не ради искренности чувств и эмоций? Здесь они представлены не столько в художественной форме, сколько в живой полемике, диалоге двух сторон — гостей и актеров. Никакого шоу и мультимедии, натурализм в чистом виде — от соленых огурцов и колбасы на столе до разговоров без цензуры, без посредников и наблюдателей из зала.
  Все действие происходит линейно, в одном пространстве и временном промежутке — за столом, находящимся прямо на сцене. Сценографическое решение максимально приближено к реалиям жизни: отсутствие декораций, если не считать подвесного рейлинга с деревянными лопатками, весь реквизит — кухонные принадлежности: ножи, доски, тарелки и чашки. Это может быть как дачная терраса со скамейками и незатейливой вафельной скатертью и самоваром, так и гостевой стол на небольшой кухне общежития семейного типа.
  Действие начинается ровно с того момента, когда актеры и гости надевают перчатки и берут в руки ножи: за приготовлением салатов вдоль и поперек «разрезают» истину, рождающуюся в спорах за одним столом. Но прежде чем прийти на эту постановку, нужно обратить внимание на две важные детали: жанр — иммерсивный спектакль, и возрастной ценз — 18+. Иммерсивный, т. е. погружающий, подразумевает, что вы становитесь непосредственным участником действия и можете прямо повлиять на его ход. Дистанция минимальна: вместе с актерами вы находитесь в одних предлагаемых обстоятельствах и почти в одинаковых условиях сценического существования. Двухчасовой этюд для размышлений с монологами Вырыпаева, Хемингуэя, Кена Кизи и других. Есть правила игры, но созданы они лишь для того, чтобы их нарушать. Палитра ощущений самая разная и постоянно меняющаяся: от неловкости и смущения до смеха и слез. Да, будет мат (неожиданно? А мы ведь предупреждали — Вырыпаев, дамы и господа!), но мат этот оправдан цитированием произведений. Да, для некоторых ненормативная лексика совершенно неприемлема, и сам факт звучания ее в театре возмутителен. Но это не от неуважения к зрителю или же желания режиссера «настолько осовременить постановку, чтобы сделать ее понятной для всех слоев» — вовсе нет, тем более что Сергей Дроздов (режиссер спектакля «Кухня» и художественный руководитель театра. — Прим. М. М.) и сам неоднократно упоминал, что он не поддерживает мат на сцене. Каждый автор выражает свою позицию так, как считает нужным. Позиция Вырыпаева такова — жестко, прямо, без поблажек (и даже в женских монологах у него все по-мужски). Но можно ли акцентироваться только на этом, когда темы, поднимаемые в спектакле, — острые, провокационные, современные, несмотря на то, что по сути-то они и есть вечные: любовь женская и мужская; любовь безумная с ее необдуманными поступками и рисками; смерть, принятие веры и, в конце концов, жизнь — ради чего и зачем мы живем? Каждая большая тема на иммерсивной «Кухне» будто параллельна продуктам на столе, которые во время спектакля режут и перемешивают в винегрет или оливье. Мы — то, что мы едим, мы — то, о чем мы думаем. «Винегрет» из вечных тем раскладывается по тарелкам, и из каждой тарелки на острие вилки поднимаются новые проблемы: из любви — разговор о домашнем насилии; из смерти — право выбора — кому оно принадлежит в эвтаназии или в самоубийстве; из веры — религия, ставшая звеном политики. О чем именно будет спектакль, зависит от пришедшего зрителя, и каждый раз все будет проживаться совершенно иначе. Будет ли это обсуждение церковного раскола, кулябинского «Тангейзера» или же принятого закона «о наказании за оскорбление власти», а может — беседа неравнодушных о муравьях и пчелах, о загробном мире и реинкарнации — вполне возможно, что дело дойдет и до хармсовского абсурда, кто знает? С чем придете, о том и будете говорить. Но за столом вас неизменно будут ждать Роман Лящук, Анастасия Панина, Ирина Трифонова, София Соловьева и Владимир Швальбе. Нет конкретных персонажей, есть актеры и образы, сюжетные линии, благодаря которым в прениях сторон размываются четкие границы героев и человеческого эго. И ты никогда точно не знаешь, где в диалог вступает эго, а где — герой.
  Выйдя за порог театра, невольно задумываешься, как бы этот спектакль шел в другом городе при другой аудитории, какие бы споры предлагаемый театром «социологический эксперимент» вызвал бы там, где нас нет? Говорят, были и такие гости, которые разворачивались и уходили, не дожидаясь окончания, но в этот раз никто не покинул сцены до финальных аплодисментов, жаркие споры и обсуждения продолжались и после.
  …Самое страшное в нашей жизни — равнодушие. И равнодушие может быть только человеческим. Удивительный парадокс: то, чего мы страшимся, порицаем и считаем неприемлемым для человека, лишь человеку и присуще. И пока револьвер не выстрелит в зияющую пустоту общества или в того, кто держит его у виска на кухне, всегда есть время и шанс, чтобы изменить траекторию движения и стать немного лучше. Разве не об этом «Кухня»? Об этом, конечно же, и о многом другом.



Текст: Маргарита Мендель


Рецензии
Маргарита, большое спасибо за Ваш философский, профессиональный разбор спектакля! Всегда интересно прочесть как Вы, имея образование режиссера смотрите на театральное действие, так как давно не было рецензий на драму. Но это не значит, что Вы больше не будете писать о концертах? Не огорчайте читателей, Ваш музыкально-корреспондентский труд важен! Равнодушие, это страшная штука, правда. Задумался тут о многом, пока читал. Если буду в Новосибирске в театральный сезон, постараюсь сходить на этот спектакль, заинтриговали!)) За такие крутые проф.рецензии на спектакли и концерты Вы достойны благодарностей, грамот и всяческих поощрений. Еще раз спасибо, мои поздравления театру «Понедельник Выходной»!

Константин Воронович   15.04.2019 20:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.