Дальтон-план. Противоречия советской педагогики

Илл.: Искусство соцреализма.

Дальтон-план

Другие мои статьи по обучению, самообразованию, автодидактике и т.д. см в папке "Статьи об обучении и воспитании ума" на данной моей странице.

25 марта 2019 17:00   Из моих дневниковых заметок прошлых лет по педагогике и др., оцифровка и актуализация идей, с дополнениями. Кризис образовательных технологий в эру НТР и компьютеризации парадоксален.

Множество наук,  в которые хочется забраться, окунуться в них. Жажда знаний огромна. Но, несомненно, это дилетантство: в начале 21 века к ни одному супер гению не дано то, что было достаточно распространенным явлением всего каких-нибудь несколько сотен лет назад, универсализм, множество открытий во многих сферах. Сегодня удерживать в своей памяти гигантские массивы информации, накопленные человечеством к двадцать первому веку,  к началу третьего тысячелетия   способен только супер компьютер, о котором я недавно услышала в теленовостях, он создан в США. Этот монстр проделывает при необходимости 300 млн операций в минуту. Но и узкая специализация не в таком уже  почете как прежде. Всё шире разветвляются связи между науками, вливаясь в междисциплинарные исследования. Каков характер НТР будущего (научно-техническая революция).

ПРОФИЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Мне думается, что школьное и проф. образовании будущего будет строится по следующему принципу: в центре несколько тех предметов, который выберет старшеклассник и студент. До того основной курс общеобразовательной школы дети до 14 лет должны проходить наверное по единой программе, но с некоторой все же индивидуализацией. Здесь есть отличия от сегодняшних циклов, классов, таких как гуманитарные классы, классы научного профиля, классы юридический, экономический. Я бы предпочла свободу выбора не цикла, а списка предметов. Ведь у большинства нет четко выраженных наклонностей в гуманитарную или математическую сферу. Большинству лучше получать широкое образование. Если некоторые ученики не желают "чуждых" его душе предметов, и это подтверждается ярко выраженными способностями в отдельных предметах, то для таких надо делать отдельные группы. Хотя, замечу, что подлинные дарования обычно способны вообще обучаться чему угодно, обладают повышенной обучаемостью всему. Талантливые люди талантливы во всем. Известная сентенция. Но возможны и  небольшие по численности группы, изучающие на углубленном уровне несколько предметов. Полная демократия выбора профиля и методов обучения! Итак, в центре, как ядро атома или Солнце - несколько любимых предметов. По орбиталям атома, как внешние более холодные сферы Солнца. То есть всего понемногу, а ещё лучше интегративные курсы. Элементарная грамотность в письме и речи, развитие навыков письменной мыслей, в таких дисциплинах, как литература, логика и риторика, возрожденные некоторыми элитными школами(вернувшие также название гимназий, лицееев). Они совершенно необходимы всем воспитанником школ колледжей и ВУЗов будущего. 

ИДЕЯ ДАЛЬТОН-ПЛАНА И ВОЗВРАТЫ СТАРЫХ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Что до среднего специального  и высшего образования, то помимо необходимого объема технических навыков в данной профессии и теоретического минимума в ней же, в основном образовании, по-моему мнению, нужно исходить по усовершенствованной педагогической модели двадцатых годов XX века, называемого Дальтон-план. Когда объём изучаемого группой старшеклассников и студентов задается не формальный программой, спущенный сверху, а конкретными темами научного исследования. Блестящая, по-моему, идея синтеза образования и развития научно-исследовательского мышления  и практических навыков, нерасторжения связей теории и практики, решение практически всех, кажущихся почти не разрешимыми традиционной системой образования, проблем. Идея, удушенная скучными традиционалистами от казенной педагогики и политики.

В начале тридцатых годов XX века Советское правительство отменило все педагогические эксперименты и вернуло в школу в лоно унылой тяжеловесный, утомительно-скучной, старомодной системы преподавания, с обязательной для всех программой, с уроками по 45 минут, с неэргономичными нефизиологичными условиями сидениями за партой целыми днями. С короткими  переменками с яблоком и бутербродом, с классными журналами, с табелями успеваемости. И, что самое грустное,- с записями в дневник о провинностях(аналогия с дореволюционными кондуитами - журналами провинностей!).

И даже с возвратом дореволюционной формы точь-в точь и у мальчиков, и у девочек, что было уже тогда архаизмом, ибо не отвечало ни эстетике, ни принципам Нового мира. Эти скучные коричневые шерстяные платья с  двумя фартуками, черным для каждого дня и белым для праздников, подчеркивающими назначение девочек(фартуки по типу кухонных!). У мальчиков же костюмы, несущие милитаристский образ.  Так уже в школьной форме в СССР - прочитывается подчеркивание традиционных гендерных ролей в декларированном совместно-равноправном обучении.

Было даже возвращение раздельного обучения - с 1943г. по нач.1950-х. Обоснование возврата к раздельному обучению в документе Наркомпроса непонятное, уклончивое, о неких неназываемых в документе "физиологических отличиях", по мнению авторов документа делающих обязательным возврат к раздельному обучению. Один из немногих образцов кинопродукции о раздельной советской школе тех лет можно увидеть например в х/ф "Аттестат зрелости", в котором показана мужская школа тех лет, с комсомольской организацией. С встречей с девочками из школы для девочек на Маскараде. Все, как до революции.

И даже период платного обучения в старших классах и ВУЗах в СССР тоже был, непродолжительный, однако явное отступление от базовых принципов социализма: бесплатного образования на всех уровнях, а уж от принципа среднего образования для всех доступно-бесплатного - тем паче.

Раздельного обучения я не то, чтобы не одобряю, допускаю как вариант, на выбор. Но советская педагогика почти не знала вариативности и выбора. Все единообразно, спущено сверху и для всех.

Дальтон-план. Из педагогических экспериментов 20-х гг. 20в. Часто можно встретить в худ. лит. того времени и фильмах. Это некоторым образом антитеза так называемому "систематическому образованию", но это можно оспорить. Дальтон-план был задуман как метод исследовательских проектов, осуществляемых групповым, бригадным и индивидуальным способом со сдачей преподавателям, с защитой своих работ. Начало в США, отсюда название. Здесь вырабатывается самостоятельность самообучения, коллективистские качества, исследовательский подход к получению образования в отличие от казенной зубрежки. Роль учителя здесь совещательная, со-творческая, а не указующая и не сообщающая сведения из учебника.

Внешнее отсутствие "систематичности" образования и было вменено экпериментаторам  в вину традиционалистами, отрыв от точности и полноты получаемых знаний, отсутствие систематичности в образовании и тяжёлой указки грозного преподавателя.  Ну указки-то жалеть не стоило. А вот систематическое образование можно построить и не отказываясь от развития творчества учащихся. Видимо, развитие интеллектуальных качеств и самостоятельности(!) мышления в массовом порядке было просто невыгодно укрепившейся и начавший коснеть системе и власти, не совместимо с тоталитаризмом. Вот и вся подлинная причина.


РЕКОМЕНДУЮ:

http://www.stihi.ru/2019/03/21/8918
Э. Ильенков и Загорский эксперимент. Для будущего

Удивительный эксперимент, доказывающий сугубо социальную природу ума, способностей, достижение советской педагогической и философской мысли на практике. Одно из немногих реальных достижений, что не было пустой наукообразной говорильней, переписываемой в сотнях никому не нужных монографий и статей, но- доказанным Делом.


http://www.stihi.ru/2019/03/13/8295
О философских воззрениях Омара Хайама

 В приводимых отрывках из соч. великого персидского ученого, поэта и философа  Востока содержатся ценные размышления для педагогики всех времен, о  типах ума  в постижениях мудрости. Рекомендую к прочтению.
 

http://stihi.ru/2014/12/29/4867
Отказываться от ТВ неразумно. Уникальный китайский опыт

http://stihi.ru/2015/02/19/6131
Эрудиция и ум в эру Интернета

http://stihi.ru/2014/10/06/560
Как отличать действительного умного человека


https://zera-cherkesov.livejournal.com/87083.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.