9 декабря - день памяти Дмитрия Мережковского
14 августа 1865, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж
прожил 76 лет
в 2017– м — 76 лет со дня смерти
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
Фамилию слышал (муж Зинаиды Гиппиус). Пока что ещё не читал…
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
Смотрим в "Строфах века" (Антология русской поэзии / Составитель Евг. Евтушенко/),
с. 36:
ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
1865, Петербург – 1941, Париж
Из украинского небогатого дворянского рода. Окончил историко-филологическое отделение Петер-
бургского университета. Первый сборник стихов выпустил в 1888 году. В 1889 году обвенчался
с Зинаидой Гиппиус. Один из основателей русского символизма. Переводил греческие трагедии, ездил
в Грецию. В 1895 – 1905 годах издал религиозно-философскую трилогию «Христос и Антихрист».
Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество» (1901-1902), «русской» трило-
гии «Царство Зверя» (1908-1918). Уже в 1914 году вышло 24-томное собрание сочинений Мережков-
ского. Несколько заданный мистик. Но он сумел пророчески сказать про всех нас: «Слишком ранние
предтечи слишком медленной весны». Было у него и предчувствие, что буддизм одним крылом
соприкасается с христианством. Ярый противник Октябрьской революции. Уехав в Париж, свято
верил, что историческая миссия эмиграции – борьба с коммунизмом любыми средствами, и даже
возлагал надежды на гитлеровскую войну против России. Сейчас вышло 4-томное собрание сочинений
Мережковского и репринтно переизданы его романы. Однако самый большой успех завоевала не проза
писателя, а его пьеса «Павел I», блестяще поставленная на сцене Театра Советской Армии в 1989 году,
с гениально сыгравшим роль императора Олегом Борисовым.
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***
Люблю иль нет, – легка мне безнадежность:
Пусть никогда не буду я твоим,
А все–таки порой такая нежность
В твоих глазах, как будто я любим.
Не мною жить, не мной страдать ты будешь,
И я пройду как тень от облаков;
Но никогда меня ты не забудешь,
И не замрет в тебе мой дальний зов.
Приснилась нам неведомая радость,
И знали мы во сне, что это сон…
А все–таки мучительная сладость
Есть для тебя и в том, что я – не он.
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***
Ты ушла, но поздно:
Нам не разлюбить.
Будем вечно розно,
Вечно вместе жить.
Как же мне, и зная,
Что не буду твой,
Сделать, чтоб родная
Не была родной?
Не позже 1914
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***
Доброе, злое, ничтожное, славное, –
Может быть, это всё пустяки,
А самое главное, самое главное
То, что страшней даже смертной тоски, –
Грубость духа, грубость материи,
Грубость жизни, любви – всего;
Грубость зверихи родной, Эсэсэрии, –
Грубость, дикость, – и в них торжество.
Может быть, всё разрешится, развяжется?
Господи, воли не знаю Твоей,
Где же судить мне? А все–таки кажется,
Можно бы мир создать понежней.
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
Смотрим в Википедии:
— русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ,
общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из
основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра
историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу
литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914
года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский) был 10 раз номинирован
на Нобелевскую премию по литературе.
Философские идеи и радикальные политические взгляды Д. С. Мережковского вызывали резко
неоднозначные отклики, но даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя, жанрового
новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.
– должен отметить, что редко встречаю такие большие статьи о писателях в Википедии.
Думаю, вам самим стоит туда заглянуть …
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
Также посмотрел в интернете стихи. На одном из сайтов было написано, что поэзия (в
отличии от прозы и истории) – была самым слабым его талантом… не знаю… – мне –
нравится (при случае думаю купить и почитать). Судите сами:
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
СТАРОСТЬ
Чем больше я живу - тем глубже тайна жизни,
Тем призрачнее мир, страшней себе я сам,
Тем больше я стремлюсь к покинутой отчизне,
К моим безмолвным небесам.
Чем больше я живу - тем скорбь моя сильнее
И неотзывчивей на голос дольних бурь,
И смерть моей душе все ближе и яснее,
Как вечная лазурь.
Мне юности не жаль: прекрасней солнца мая,
Мой золотой сентябрь, твой блеск и тишина,
Я не боюсь тебя, приди ко мне, святая,
О, Старость, лучшая весна!
Тобой обвеянный, я снова буду молод
Под светлым инеем безгрешной седины,
Как только укротит во мне твой мудрый холод
И боль, и бред, и жар весны!
1 января 1894
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
ДВОЙНАЯ БЕЗДНА
Не плачь о неземной отчизне
И помни, — более того,
Что есть в твоей мгновенной жизни,
Не будет в смерти ничего.
И жизнь, как смерть, необычайна...
Есть в мире здешнем — мир иной.
Есть ужас тот же, та же тайна —
И в свете дня, как в тьме ночной.
И смерть и жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.
И зло, и благо, — тайна гроба
И тайна жизни — два пути —
Ведут к единой цели оба.
И всё равно, куда идти.
Будь мудр, — иного нет исхода.
Кто цепь последнюю расторг,
Тот знает, что в цепях свобода
И что в мучении — восторг.
Ты сам — свой Бог, ты сам свой ближний,
О, будь же собственным Творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.
Между 1895 и 1899
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
ДА НЕ БУДЕТ
Надежды нет и нет боязни.
Наполнен кубок через край.
Твое прощенье — хуже казни,
Судьба. Казни меня, прощай.
Всему я рад, всему покорен.
В ночи последний замер плач.
Мой путь, как ход подземный, черен —
И там, где выход, ждет палач.
1909
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Глядим, глядим всё в ту же сторону,
За мшистый дол, за топкий лес,
Вослед прокаркавшему ворону,
На край темнеющих небес.
Давно ли ты, громада косная
В освобождающей войне,
Как Божья туча громоносная,
Вставала в буре и в огне?
О, Русь! И вот опять закована,
И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована,
Каким проклятьем проклята?
А всё ж тоска неодолимая
К тебе влечет: прими, прости.
Не ты ль одна у нас, родимая,
Нам больше некуда идти.
Так, во грехе тобой зачатые,
Должны с тобою погибать
Мы, дети, матерью проклятые
И проклинающие мать.
28/15 сентября 1909
Веймар
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
З Н А Й « Н А Ш И Х » !!!
Сергей Мигаль Екб
http://www.stihi.ru/avtor/mc001
Свидетельство о публикации №117120902860