Храм Михаила Архангела в Чите, Церковь Декабристов
«В конце 1774 года единственная бывшая в Чите церковь сгорела. По просьбе жителей архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил 18 февраля 1775 года благословил протопопа Гробова заложить в Читинском остроге, вместо сгоревшей, новую Архангельскую Николаевскую церковь. Храм выстроен в два этажа, в две церкви, но без фундамента, и окончен в 1776 году. Верхняя, меньшая церковь, освящена во имя Святого Николая Чудотворца. Через сто лет, в 1875 году, под сруб храма подведен был каменный фундамент, благодаря которому церковь и поныне еще крепка. По обращении Читы в город и до 1875 года церковь именовалась «Собором», а с этого года по указу Святейшего Синода переименована в Приходскую , с причислением к ней близ лежащих деревень». Попов А.И., «Справочник-путеводитель по Чите, 1907.»
Деревянная двухэтажная церковь из лиственицы, построенная в 1775-1776 годах. Основной объем - двусветный четверик, завершенный малым восьмериком, с пятигранным алтарем, трапезной и колокольней под шпилем. Вверху Никольский престол, внизу Михаило-Архангельский, до 1875 - городской собор. Закрыт в 1938 году. После 1928 года служб в храме не было, здание использовалось под соляной склад и общежитие стройтреста. В 1971 году в здании открылся филиал областного краеведческого музея, для чего церковь была реставрирована. Она была выстроена за 50 лет до появления в Чите декабристов. Располагалась она рядом с Читинским острогом. В 1985 году в церкви открылся музей декабристов, располагающийся по настоящее время.
В этой церкви венчались декабрист Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль. В 1904 году в церкви венчался Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий святитель Лука).
Рядом с церковью располагалось кладбище, на котором сейчас стоят окружающие жилые дома. Возле южной стены была могильная плита "Младенец Софья Волконская, родилась и умерла 10 июля 1830 года".
Есть ещё две чугунные плиты на одной из них:"Здесь покоится прах Семёна Ивановича Смольянинова, обербергмейстера I класса и кавалера, родившегося в 1769 году 10 января и скончавшегося 2 апреля 1836 года" о котором Бестужев писал в 1830 году: "Три предмета заставляют жалеть меня о Чите: живописные окрестности, прекрасный климат и добрый Смольянинов".
Рядом со Смольяниновым похоронена и его дочь - Апполинария Семёновна - жена декабриста Д. И. Завалишина. В двухстах метрах от церкви стоит домик жены декабриста, Е. П. Нарышкиной.
Храм удерживается музеем, службы не проводятся.
/материал взят из различных источников в Интернете/
Я решила рассказать об этой святыне неспроста. Как раз много лет назад, в эти дни ноябрьских каникул, когда я училась в четвёртом классе, (если точно, то в 1965 году,) мне посчастливилось на годовщину празднования Великой
октябрьской революции быть в областном городе. Дядя Леонид, муж моей двоюродной тётки Паны, повёз нас, двух Олек, свою дочку и меня, "в люди"...
Мы с сестричкой погодки, что она, что я, нигде не были, кроме соседних сёл.
Жили мы на самой границе с Китаем. В наш посёлок Приаргунск из Читы была проложена узкоколейная ветка железной дороги. Как мы ехали из дома, я не помню... Хотя и на поезде мы тоже ехали впервые. Теперь даже трудно поверить,
что так мы жили: у нас даже в порядке вещей были керосиновые лампы тогда ещё,
хотя и основным объектом посёлка была ТЭЦ, ради неё и сам посёлок построили,
ставший районным центром, а со строительством станции решился, наконец-то,
вопрос энергоснабжения нашего региона. Я догадываюсь, что сначала мы с Олькой
внимательно изучили каждый винтик на жёстких полках в купе, до самой темноты
не отлипали от окошка, за которым пробегала наша заснеженная и застывшая уже степь со скудной замёрзшей растительностью. Но поскольку в начале ноября темнеет рано, а станций было не так уж много, то скоро нам там нечего было высматривать. Дядя Леонид попросил нам всем чаю у проводниц, мы "почаевали" - поели домашних припасов, и вдвоём с сестричкой улеглись на нижней полке, а дядя Леонид на другой, напротив. Далее наше путешествие было покрыто мраком ночи.
Рано утром, чуть только стало светло и можно было различать виды, пробегавшие за окном вагона, мы стали подъезжать к столице Забайкалья, Чите.
Первое, что сразу бросилось в глаза, это сильнейший мороз на улице. Мы за ночь приехали из поздней осени в самую настоящую зиму. На окраине города снегу почти не было, так, позёмкой слегка припорошило. Но зато в моём детском
сознании чётко осталось, что близлежащие к железно-дорожному полотну строения
и сама земля были все закопчёнными, с налётом угольной пыли, как будто.
Поезд шёл замедленно, приближаясь к вокзалу, видимо, выдерживал график прибытия. А нам очень интересно было, какая же она, эта Чита.
В такой ранний час по улицам и переулочкам продвигались тут и там довольно многолюдные колонны трудящихся, которые шли с транспарантами, портретами и флагами, кое-кто даже с гармошками, (по такому-то морозу!)
Город просыпался в праздничном настроении, под музыку из громкоговорителей.
Мы прибыли на перрон и на нужном автобусе успели быстро, до перекрытия
движения транспорта в центре для демонстрации, уехать к какой-то тётушке, не знаю, чья она была родня и в каком колене... Нас там ждали и встретили тепло и радушно. Тётушка была маленькой и в преклонном, как мне тогда казалось, возрасте. У всех забайкальцев есть отличительная черта - это гостеприимство
и хлебосольство. А тут гости приехали, видимо, редкие и дорогие, да ещё красный день календаря - праздник Октября. В общем, весь остаток дня нас кормили и потчевали, приходили соседки старушки-подружки, какие-то ещё давно не виданные родственники и знакомые дяди Леонида и хозяйки.
Квартирка, помню, была очень маленькая, но такая милая и уютная: в ней свободного места не было, но каждая вещь и предмет находились на своём месте,
тогда были очень модны вышивки - они были и в рамочках, и на подушечках, их называли думочками. Мебель была самая обычная - шифоньер, кровать с высокими подушками "горкой" под тюлевой накидкой. Посреди комнатки - круглый стол под скатертью с кистями и вокруг венские стулья. Кухонька отделялась тоненькой переборкой, на дверном проёме плюшевые портьеры с бомбончиками во всю высоту.
В углу кухни, справа от входной двери, была небольшая печка-кормилица, на ней варили на чугунной плите сверху, от её тепла и обогревалась квартирка. А на подоконниках небольших подслеповатых окошек стояли и цвели в горшках цветы,
как будто и не было зимнего холода на дворе. В тот день больше мы на улицу не выбрались.
На другое утро нам велено было тепло-притепло наряжаться, чтоб пойти прогуляться по городу поблизости, ехать уж куда-то с нами никто не собирался и не видел надобности. Вот мы втроём и вышли "на променад"... Район был весь из старинных домов, небольших и неказистых, теснившихся друг возле друга в огороженных заборами дворах. Улочки были неширокими. Весь вид был скучившейся
деревни. И что мне запомнилось кроме холода в ту прогулку, так это старая церковь. Она была мрачна и заброшена, в окружении разросшихся кустов и деревьев. В ней никто давно не бывал по назначению, для чего её когда-то возвели...
Я не знала и не знаю теперь, какая была это церковь, где жила та дальняя родственница, наша тётушка. Но среди воспоминаний о той поездке в Читу в дни годовщины социалистической революции мне отчётливо вспоминается уголок с печалью и уединённой заброшенностью, как символ потерянной русской жизни.
01.11.2017г.
Свидетельство о публикации №117110100619