Черты музыки 20-21вв. Музыкальный футуризм
--------------------
Интернет и НТР и музыка/театр грядущего.
По ходу обсуждения предлагаю подымать пласты забытой/неоцененной музыки композиторов 20 в., особенно русского авангарда, футуристических течений, пытавшихся услышать звучание нового мира.
Визитной карточкой темы я бы назвала знаменитую сюиту "Время, вперед!" Георгия Свиридова, фрагмент которой стал заставкой к программе "Время" и музыкой Сочинской Олимпиады(балет в стиле красного модерна) Назову также знаковой музыкой эпохи и такие произведения, как Увертюру к х/ф "Дети капитана Гранта" Исаака Дунаевского, как его же "Марш энтузиастов"(гениальное произведение в жанре массовой песни-марша).
Из книги дирижера Геннадия Рождественского "Преамбулы"(преамбулы к его циклу концертов академической музыки 20 века):
"Здесь прежде всего-э н е р г и я(разрядка авторская-Г.Р.), причем не внешняя,а внутренняя, это э н е р г и я ф о р м ы(снова разрядка авторская-Г.Р.). Энергия самой материи, взрывчатая энергия ритма, усиленная богатым тембральным арсеналом."
По моему, замечательно-рельефное выражение отличительной черты музыки раннего советского авангарда, вплоть до Дунаевского. Потом это пошло на спад вместе с пассионарностью эпохи. Итак, характерные черты в преамбулах к концертам
современной музыки(весь 20 век):
-Энергия, причем не внешняя, а внутренняя
-Энергия формы
-Энергия самой материи
-Взрывчатая энергия ритма, усиленная богатым тембральным арсеналом.
-Авангард, вплоть до Дунаевского. Потом это пошло на спад вместе с пассионарностью эпохи.
Музыка будущего или всё же музыка прошлого?
Футуризм, русский авангард (да и вообще любой авангард), 20-й век - это прошлое, причём очень далёкое.
А здесь надо отграничивать СЕМАНТИЧЕСКУЮ разницу!
Точно также:музыка очень далекого прошлого-может неожиданно оказаться прообразом музыки будущего. А вот ХРОНОЛОГИЧЕСКИ написанная, скажем уже в 21 в., недавно, то бишь, музыка-вполне традиционной, стилизованной, музейной, подражательной.
Начало 20 в. было бурной эпохой поисков, задавленных позднее официозом. Вытащить их, стряхнуть пыль-глядишь, и засверкают, и новые импульсы дадут композиторам-исполнителям. Такова сверхзадача, по моему, обращения к отринутому наследию.
Все Прокофьев да Шостакович, скучно. В то же время, разумеется, новое слово в искусстве возможно сказать и на материале Прокофьева, Шостаковича, или, к примеру, отысканием новых сочинений Вивальди(Чечилия Бартоли), Рахманинова(Денис Мацуев).
Но тут два момента.
Найти что-то неисполнявшееся-неизвестное из классиков практически нереально, это надо перерыть такие горы руды ради грамма радия.
А второе. Встречный вопрос:по каким критериям такая уверенность, что Прокофьев, Шостакович представляют единственно достойное внимание наследие музыки века,а все остальные им не чета. А, может, просто так сложились судьбы. История И.-С. Баха-и тоже Вивальди, открытых спустя СТОЛЕТИЯ-из чердаков и монастырей ничего не говорит?
Бах?
Большую известность он получил в начале-середине 19-го, когда Мендельсон сыграл его "Страсти по Матфею". А до этого им восхищались и Бетховен, и Моцарт.
И все же И.-С.-Бах созвучен оказался именно 20 веку.
То, что перечислено-это локальная известность. 20 век сделал имя Баха почти
нарицательным именем композитора-классика. И это те тайные пружинки истории, а
лучше сказать:метаистории, которые не могут не волновать пытливые художественные умы.
илл.: картина в стиле Русского футуризма.
http://www.stihi.ru/2016/12/20/1886
О вечности мистерии театра и новых импульсах оперы
http://www.stihi.ru/2016/12/17/2838
Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия
21.12.2016 13:11
https://zera-cherkesov.livejournal.com/629677.html
Свидетельство о публикации №116122104868