Напутствие Ворона

Пророк:

Ответьте о, Боги, откуда Печаль и Страданья,
Куда сироте мне податься? Вся Радость исчезла!
Брожу я в пустыне по Свету и вижу терзанья;
Как люди звереют, как ширится мрачная бездна!

Ужели погибли Вы, Боги Златые в расцвете?
Ужели Святынь не вернуть нам Блаженные Духи?
Над трупами павших роятся лишь грязные мухи.
Молю Вас о Знаменье Неба! Молю об ответе!

Ворон:

Умолкни и слушай ты Слово великое, смертный!
Стоишь ты несчастный, не видишь Скалу в полумраке?
Не зришь ли ты Камня у входа? То, Камень заветный!
Скрывает от Мира он Митру и Тайны, что в Знаке!

К Скале ты ступай, обратись к Небожителю словом;
Услышит стенание Митра! Он примет реченье.
Возможно, Он сердце утешит в напутствии новом,
Возможно, ты внемля, увидишь Начал истеченье?

Митра:

Ты спрашивать смеешь Меня о деяньях двуногих?!
Но кто ты такой, вопрошатель? Ты, праведный?! Падший?!
Ты, видно не кормишь химер и чудовищ двурогих,
Что ныне желаешь ты Сад возродить наш, увядший?

Но Всадник Я с грозным Мечом, и в Скале ожидаю!
Узнай же пророк, не вернусь из теснины до Срока!
Черед не настал, но ведь Я о пороках всех, Знаю,
И Тайна моя вся развеется Волею Рока! 


Примечание:

Митра-Мхер как Мессия
О Пещерах Митры и Двери Мхера

Прежде было оговорено о мессионарности Митры, как Бога-Искупителя, каким он предстает в «Авесте». В армянском эпосе данному философскому аспекту Митры посвящена Четвертая Ветвь эпоса «Мхер Младший». Согласно армянскому эпосу, самым великим подвигом сына Давида Мхера, является вход на коне Куркик Джалали и с Мечом-Ваджрой в Скалу Ворона (Ванская Скала с т.н. «Дверью Мхера»). После окончательной победы самости и хитрости людской над духовностью и Мудростью, одновременно со смертью Ованна Речистого (олицетворение Оаннеша Дагона), Мхера и Куркик’а Джалали стала не выносить  земля. Наступила эпоха холода и долголетних зим и Мхер отправляется за советом к теням родителей. Получив заклятие со стороны теней своих родителей (по другой версии со стороны Архангела Гавриила), Мхер направился к Скале Ворона. Конь Джалали увязал в земле и Мхер с трудом вошел в Скалу. По пророчеству Мхер должен выйти тогда, когда подойдет срок к наступлению его царствования, устанавливая на Земле Справедливость. Лишь дважды в год Мхер проступает через Скалу, дабы напомнить о себе: в праздник Вардавара и в праздник Вознесения*. Относительно входа Мхера в Скалу, равно как и рождения последнего из Скалы, у армян и парсов сохранена одна легенда, которую вкратце следует привести. По армянским традициям вход Мхера в Скалу видели пастухи, пасшие стада овец. Выход Мхера из Врановой Скалы на праздники видели также только пастухи, которые, как гласит предание, поведали об этой истории. Аналогично в авестийской традиции также существует подобная легенда, но о рождении Митры. Ночью, как гласит сама легенда, из скалы горы Асбордж, родился прекрасный нагой отрок с вечным огнем в деснице. Он освещал все пространство вокруг себя, но никто, кроме пастухов не видел этого чудесного явления. При рождении Митры пастухи видели на небе яркую Звезду [Кюмон, 1913]. Из этих двух повествований видна тесная связь Митры с Иисусом – Добрым Пастырем, т.к. пастухи также символически представлены в Евангелиях, славословящими Звезду Путеводную, появившеюся на небе при рождении Младенца Иисуса. Во всех древних Мистериях пастух символизировал собой Доброго Пастыря – Помазанника, а, следовательно – Царя. Именно это искажение древних символов послужило для христиан расписать в Евангелиях баснословную генеалогию Иисуса, якобы ведущего свою родословную от «колена Давидова».   
Данная легенда почти полностью, без каких-либо видимых компиляций со стороны христиан, дошла до нас. Ее содержание, по сути, тождественно с легендами об авестийском Мессии – Саошъянте, о Всаднике на Белом Коне из Откровения Св. Иоанна, о Грядущем Будде-Майтрейе. Что касается последнего, то он даже по корню своего имени тождественен Митре-Мхеру. Майтрейя, также как и Митра – великий Блюститель Закона, охранитель Дружбы и Договора, и, по сути, восходит корнями к древнему Митре.
Необходимо отметить тонкую взаимосвязь Митры со Скалой или Горой. Из авестийского Учения известно, что Митра родился из скалы, в Священном Огне. В «Сасна Црер» также говорится, что Мхер входит в скалу, до сужденного срока. Нет сомнений в том, что армянская легенда о Мхере есть часть (и видимо, утерянная в Иране) древнейших Мистерий Митры. На этот вывод наталкивает еще тот факт, который связан со священной птицей Вороном, одним из спутников великого Бога. Ворон, являющийся вестником Митры, издревле почитался как символ Вести и одновременно грядущих перемен. Кроме того, ворон олицетворял завершение одного великого цикла и наступление – другого. Тем самым, видно, что Мхер, вошедший в Скалу Ворона, неразрывно связан с образом Мессии.


*Читателю может показаться, что здесь присутствует анахронизм, т.к. праздник Вознесения более поздний, нежели сами Мистерии Митры. Но эта поздняя компиляции со стороны христиан, видимо, заменила одно из древних авестийских празднований в Армении, на христианское Вознесение. Следует вспомнить, что Иисус, ставший Христосом вознесся уже после Воскрешения. Это указывает, на то, что Христос-Логос, тождественен с духовным и жертвенным Принципом Солнца-Митры. Вознесение в Древности являлся праздник в честь Митры-Солнца. Вардавар, известный по всей Армении, является одним из древнейших празднований на Земле. Он восходит к индоарийскому празднику Роз и тождественен с Крещением и Очищением. Данный праздник также был приурочен не только к Мистериям Астхик, но и к Солнечным Мистериям. Схожий с Вардаваром является древнеславянский праздник Купалы или Ивана Купалы.    


(Э. А. Мирзоян, "Мистерии Древней Армении" гл. "Мистерии Митры", ч. II)      


Рецензии