Мексиканская живопись
Мексиканская живопись на фасадах домов.
Муралисты-романтики, революции дети.
Восхищенье сердец, возмущенье умов.
От грядущих веков до минувших столетий.
Их креольские корни и могучий порыв.
Дух Сапаты и Вильи. Боги древних тольтеков.
На фасадах домов оживают миры.
А дома – под залог. Хороша ипотека!
Мы заложники – все. Кто – бабла, кто – идей.
На потребу страстям. На заклание веры.
Блекнут краски Ороско на гранитной плите.
Осыпаются ворохом фрески Риверы.
19-20.07.2016
PS:
Хосе Клементе Ороско (23 ноября 1883 – 7 сентября 1949) – мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.
Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес (8 декабря 1886 – 24 ноября 1957) – мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.
...Такие люди, как Ороско, Ривера, Портинари Тамайо и Гуаясамин, подобны вершинам Анд... (Пабло Неруда).
Фрескам Ороско характерна динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и чёрного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.
Эмилиано Сапата и Панчо Вилья – наиболее яркие и радикалные лидеры мексиканской революции 1910-1917 гг.
2. «Между жизнью и смертью. Фрида»
Маска смерти. Краски тлена.
На одре – мольберт.
Донья Фрида Магдалена
пишет свой портрет.
Ствол изломан. Чахнет древо.
Тает жизни ткань.
Но назло врагам игрива
маленькая лань.
Колят иглами под рёбра.
Жалят – не уйти.
Сердце загнанным колибри
падает в груди.
Чуть мешает боль колена
той ноги, что нет.
Донья Фрида Магдалена
пишет свой портрет.
Вся – обугленный обрубок,
да иных – живей.
Так же плотно сжаты губы.
В скобку чернь бровей.
Те же яркие прикиды
в пику молодым.
Да глоток густой текилы
сквозь табачный дым.
20-21.07.2016
PS:
Фрида Кало де Ривера (6 июля 1907 – 13 июля 1954), – мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.
3. «Мексиканская рука Сталина»
У Давида Сикейроса – хорошие руки.
Пальцы мастера. Сильные, цепкие.
Ими можно строгать. Гнуть подковы и луки.
И счета выставлять процентные.
Можно вазы лепить и расписывать стены –
И длина позволяет и прочее.
Жён лукавых ласкать. Обнимать побратима
И простого трудягу-рабочего.
Можно мясо вываривать и кристаллы тротила.
Медальоны ковать, удалять миндалины.
Рыть окопы и рвать пополам противника,
Потакая коварству товарища Сталина.
22.07.016
PS:
Хосе Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974) – мексиканский художник. Живописец, график и муралист. Политический активист, участник коммунистического движения.
Для организации первого (не удавшегося) покушения на Троцкого в Мексике Эйтингон и Судоплатов привлекли советского агента Григулевича И.Л. (Юозаса Григулявичуса), непосредственным же руководителем группы стал известный мексиканский художник Сикейрос. Все члены группы были подобраны самим Сикейросом, и ни один из них сотрудником НКВД не являлся.
4. «Сикейрос»
У лихого полковника на подрамнике холст.
Он, играя в войну, компонует картины.
Мановению кисти повинуется полк,
И под каждый мазок громыхают мортиры.
Пролетарская стойкость, мексиканская страсть.
Полотну предпочёл габаритные стены.
Равновесие к чёрту! В охотку – контраст.
А в награду – тюрьма и венок Демосфена.
С Голиафом схватился не на шутку Давид.
Эхо Плача и Крик. Гекатомбы Рыданий.
У полковника – жажда ристалищ в крови
И наивная вера в законность восстаний.
22.07.2016
PS:
Воспоминания самого Сикейроса так и называются: «Меня называли лихим Полковником». В память об Испании.
«Каждое сражение – это проблема равновесия. Надо компоновать его так, как компонуется картина» (Давид Сикейрос).
«Про него нельзя было сказать, что он рисовал. Он сражался, он воевал, тем более что чаще всего пользовался в работе не кистью, а пистолетом-пульверизатором. Я не помню, чтобы Сикейрос делал заранее наброски своих фресок. Он подходил к чистой стене и начинал импровизировать, выплескивая на нее огнедышащую лаву красок. И самое главное: его картины, его фрески действительно были борьбой, продолжением его политической деятельности. Он никогда не отделял одно от другого. А это нравилось далеко не всем…» ( Анхелика Ареналь де Сикейрос).
Свидетельство о публикации №116072307239
Из Бургоса 24.07.2016 17:34 Заявить о нарушении
Вольф Никитин 24.07.2016 18:38 Заявить о нарушении