Роман Война и мир. Наташа Ростова 1
Мнение моей жены.
Лев Николаевич Толстой – талант, владеющий словом в совершенстве, знающий хорошо историю явлений и событий, рассуждающий как философ о людях, их поведении в миру и на войне, кроме всего этого обладал знаниями элементов высшей математики – понятием бесконечно малой величины, дифференциальным и интегральным исчислениями.
Предложенный им рецепт изучения событий, явлений и характеров путём рассмотрения их как сумму бесконечно малых изменений , то есть как интеграл на довольно большом интервале , функции параметров времени, отношений и взаимодействий множества людей (капель), участвующих в этих событиях и в становлении характеров личностей.
Попробуем применить этот метод, для представления о героине романа Наташе Ростовой. Многие читатели «Войны и мира», по какой-то причине, считают эту героиню «любимой героиней Толстого».
С Наташей Ростовой начинаем знакомиться в самом начале романа. Именины Натальи, гости приглашённые по этому случаю, ведут светские разговоры и тут из соседней комнаты выбегает, роняя стул на своём пути, «тринадцатилетняя девочка».
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка.» (с)
«Ты её балуешь...» (с) – это слова графини Ростовой к мужу. « Может быть, я балую её, но право, это, кажется лучше. Я старшую держала строго.» (с) – слова графине к гостье. «Порох» (с) – мнение присутствующих на вечере о Наташе Ростовой, «Какое милое существо» (с).
Тут же на вечере, мы узнаём ещё чёрточки характера «милого существа» - влюбчивость, конечно детская, и желание, верховодить среди других.
Помните: «- Борис, подите сюда...» « - Поцелуйте куклу.» «-Ну так подите сюда, ближе, ближе».
Девочка добивается признания в «вечной любви» и предложения «руки и сердца» , пусть не в этот момент, пусть «через четыре года» (с), но « - До самой смерти» (с).
Героиню, встречаем опять в гостиной Ростовых, где её поведение балованного ребёнка – общей любимицы, не вызывает порицания. Только смех и улыбки.
« - Мама! Что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперёд уверенная, что выходка её будет принята хорошо.» (с)
« - Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!» (с)
Марья Дмитриевна это та пожилая дама, при появлении которой в гостинной «все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали». (с)
« Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное» (с)
«Все смеялись... смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.» (с).
Далее , листаем страницы романа. Танец (по просьбе маменьки) с Пьером Безуховым. «Наташа была совершенно счастлива: она танцевала с БОЛЬШИМ, с приехавшим ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ.» (с) (Заглавными – слова , выделенные Толстым ).
Ещё одно описание Наташи: « Она сидела на виду у всех и разговаривала ... как большая. У неё в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.» (с).
К этому времени уже подзабыты клятвы, разговоры с Борисом: « Я уже не помню как, но помнишь, как было всё хорошо и всё можно» (с) – говорит она Соне.
Граф Ростов танцует с Марьей Дмитриевной , и «Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствующих... и требовала, чтобы смотрели на папеньку».(с)
Пока не слишком меняется «функция» во времени . Та же избалованная общая любимица, с задатками лидера. Но, проскальзывает новое , необъяснимая восприимчивость к подражанию окружающего.
Желание «чтобы любили» в характере молодой Ростовой, соседствует с желанием любым способом добиться своего. Эта черта часто присутствует у детей более малого возраста.
Пришло письмо от Николеньки в котором сообщается о ранении и производстве его в офицеры.
Реакция Наташи: «- От Николеньки письмо? Наверно! – вскрикнула Наташа, прочтя утвердительный ответ в лице Анны Михайловны.
- Но ради бога, будь осторожнее: ты знаешь, как это может поразить твою maman.
- Буду, буду, но расскажите. Не расскажете? Ну, так я сейчас пойду скажу.» (с)
Несмотря на обещание никому не говорить о письме, она тут же сообщает Соне о содержании письма: «- Немножко ранен, но произведён в офицеры. Он теперь здоров, он сам пишет, - говорила она сквозь слёзы». (с)
И тут же: «А Бориса не помню... Совсем не помню.» (с)
Забывчивость легко объясняет Петя: «... оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тёзку, нового графа Безухова); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья)...» (с)
Пока всё та же. Балованная любимица. Влюбчивая, желающая быть любимой всеми. Остаётся в характере девочки ( у Наташи Ростовой) и наклонность добиться своего любым способом.
(Продолжение будет)
Свидетельство о публикации №116031111509
там упоминается квартет "Ключ" (пьеса для четырёх голосов - если я правильно понял).
Простите, Вы не знаете, что это и где ея можно найти? Прослушать или хотя бы описание - история, автор и т.д.
До сих пор - не смотря на относительное обилие комментариев, не встречал ничего о ней...
Эта пьеса ещё в начале второго тома будет упоминаться.
Хаим Брош 27.03.2016 10:46 Заявить о нарушении
Нет и статьи (лишь упоминание о ней) Ильинского в журнале "Звенья" вып. 2 за 1933г. про этот "Ключ". Надо бы увидеть ноты романсов в музее Л.Н. Толстого. Возможно там можно методом совпадений и исключений определить эту музыку, а потом и слова к ней. Но музей мне уже не удастся посетить.
Квартет - четыре голоса... У Моцарта есть "Романс для четырёх флейт". Возможно музыка другого композитора. Многие из них искали "ключ" к написанию романсов.
Волков Северный 27.03.2016 17:07 Заявить о нарушении