ш 164. Есть строгие точки отсчёта...
В которых изломы судьбы.
Как будто неведомый кто-то
Суровые ставит столбы.
А я, натыкаясь незряче
На них, в безысходной глуши
Баюкаю молча, не плача,
Больные ушибы души.
Сожжённое семижды – снова
И снова бессмысленно жгу.
Но всякому нужное Слово
Совсем не от всякого жду.
Не зная конца и начала
Безмерной людской тишине,
Хочу, чтоб оно прозвучало
С высокой тоской обо мне.
Чтоб вздрогнув от чистого звука,
Пробиться сквозь холод, сквозь сон,
Сквозь эту смертельную муку –
И с ним зазвучать в унисон.
1996 год. Из книги "Шар времени" (2001)
Иллюстрация Елены Зерновой
Свидетельство о публикации №115070405437
содержание безукоризненное
хотя форма в большинстве ваших стихов
(конечно, читал пока не так много)
мне кажется слегка несовременной
я бы отнес такую форму подачи материала
ко времени между Присмановой и Юрием Кузнецовым
вслед за Тыняновым считаю, что на поэзию в целом
влияет смена направлений
меняющая (или следующая, повторяющая) ритм жизни
жизнь уходит, и прежняя сила стихов (сила формы)мертвеет
А знаком ли Вам Николай Бошинцев?
Ваш Игорь Белавин
Белавин Игорь Песни 08.04.2016 10:40 Заявить о нарушении
Что касается моих стихов, то я смею надеяться, что имею свой собственный голос и пишу стихи... хорошо :). Вы, наверное, заметили, что у меня под каждым стихотворением стоит год написания? Зачем я это делаю? Да затем, что мне это очень важно, потому что от книги к книге мои стихи меняются, потому что меняюсь я. Возможно, Вам покажутся устаревшими и те стихи, которые я написала вчера (их Вы прочитать пока не сможете, я выкладываю свои прежние стихи по годам их написания), что ж, может быть. Ведь я пишу каждую строку с заглавной буквы, все знаки препинания у меня на месте, "поток сознания", присущий передовым представителям современной поэзии, у меня некоторым образом "отфильтрован", чем они себя не затрудняют... ну, и так далее... А знаете, Игорь, мне почему-то захотелось сказать, что я никому не современник - что бы это для Вас ни означало и как бы это ни прозвучало.
Вот как-то так на затронутую Вами тему. Простите за многословие, но мне, действительно, было интересно поразмышлять над всем этим. Не то, чтобы я об этом не задумывалась раньше. Просто я доверяю тому, что делаю, и пишу, соответственно, как пишу. А уж дело читателей принимать мои стихи или нет.
Ещё раз искренне благодарю Вас за Ваш отклик и интересный вопрос! С уважением и пожеланием успехов в Вашем творчестве - Елена.
Елена Зернова 08.04.2016 13:09 Заявить о нарушении
Елена Зернова 08.04.2016 14:06 Заявить о нарушении
видно, что Вы запальчивы именно потому
что ответственно относитесь к своим стихам
выпускники литинститута, напротив, отшутились бы
(и затаили б злобу, что бывает)
а талантливые авторы "из глубинки" стали бы спрашивать, как найти спонсора
понятно, что я зачастую провоцирую, заостряю
так проще понять суть собеседника
речь понятно не о том
чтобы вы вздрогнули и стали себя переделывать
это все тема для беседы, для общения
но и не просто так
верно. что содержание (а его из воздуха не вытащишь,
это опыт автора, его жизнь в раздумьях)
выливается в соответствующую форму
но и форма влияет на автора
попав в сосуд, вино принимает не только форму сосуда
но и его ауру, вкус
звучит странно
но это примерно то о чем упоминал Рильке
мы пишем на основе родников прошлого
впитываем былое но лишь после всецелой переработки
тогда прошлое становится нами
если вы хотите быть собой и только
то Вас ждет тихая самобытность (что уже неплохо,
поскольку у большинства даже раскрученных авторов и этого нет)
а вот у николая Бошинцева (знать его надо, это важно для Вас)
есть опора на культуру, на чужие строки (скажем, на ранний серебряный век)
и при этом он играет в новизну через влияние современности на старые формы
надеюсь, ни о Присмановой, ни о Юрии Кузнецове как о ваших предтечах
рассказывать не надо
мы все питаемся пластами прежних эпох
я часто выражаюсь не вполне понятно (знаю)
но если что-то хотите еще спросить, то пишите
Ваш Игорь Белавин
то что Софокл и прочие звучат современно не оправдание
во-первых, это мода и интерпретация
во-вторых, мало писать, надо еще внедриться в сознание хотя бы современников
дело в том, что на поверхность в любую эпоху
выходит 200-300 имен
а потом вообще остаются 2-3
суть не в славе. а в слиянии с вечностью
(каюсь. опять туманно)
ну. все сразу не скажешь, так что пишите
Белавин Игорь Песни 08.04.2016 20:23 Заявить о нарушении
И всё-таки форма... Игорь, Вы не замечали, что бывают случаи - чаще или реже, не имеет значения - когда Вам... как бы это выразиться... не до формы? Уверена, что Вы меня понимаете. А бывает, что Вы наслаждаетесь, играя с ней. Верно? Не знаю, возможно, это не слишком профессионально, но я очень часто пишу, доверяя смыслу, который "сам выбирает" ритм, звучание, строчность и строфику... то есть форму. Иногда ругаю себя за это, но... :))). Каюсь и готова выслушать всё, что Вы мне по этому поводу могли бы сказать. Приму с искренней благодарностью.
Игорь, должна покаяться перед Вами... хотя тут, скорее, один:один. :))) Я, конечно же, читала стихи Н.Бошинцева (хотя до прихода на Стихи.ру о нём не знала), потому что поначалу читала всех, кто заходил на мою страницу (я здесь всего год). У меня сложилось своё собственное мнение о его поэзии. Ю.Кузнецов, безусловно, очень близок мне, хотя так получилось, что я начала писать стихи гораздо раньше, чем узнала о нём (лет 30 назад).
Моя беда, видимо, в том, что в силу разных причин, я остаюсь вне так называемого литературного процесса. Это причины и объективные, и субъективные. Но в чём-то это и хорошо, я думаю. На каждый минус есть свой плюс.
И ещё одно. Мне кажется, всё-таки не совсем верно делать серьёзные выводы на основе десятка прочитанных стихотворений. Хотя, конечно, общее впечатление можно составить на основе и одного. Я всегда очень благодарна всем, кто так или иначе выражает интерес к тому, что я пишу. Любое мнение мне очень важно. Если Вы сочтёте нужным сказать мне что-то конкретное, я буду только благодарна.
С уважением и благодарностью за внимание к моим стихам - Елена.
Елена Зернова 08.04.2016 22:33 Заявить о нарушении
Елена Зернова 08.04.2016 22:50 Заявить о нарушении
моя задача - сказать поэту нечто важное, в чем уверен сам
так я отдаю долги людям
которые в иные времена делали для меня то же самое
всякий, кто занимался переводом, знает
что разные языки - это разное мышление, разная ментальность
то же и с эпохами
Юрий Кузнецов и Николай Бошинцев классицисты
но они осуществляют связь с эпохой через реперные точки
специальные формальные приемы
вот например стиш Бошинцева "Предвечные тоже плачут"
Золотые просторы пылают огнём,
Предвещая рожденье планет –
Но не нравится мне серый ветер времён
Во вселенной, где времени нет.
Там, где в теле никто никогда не бывал,
Мы, как тени, летим и молчим.
Очень жаль, что не я задаю интервал
Отрицания смертных причин.
Улетай, возвращайся – развязка одна:
Не сносить головы на плечах.
Озабоченный ангел с лицом колдуна
Улыбнётся и дёрнет рычаг.
И слепая дорога расстелется в сны,
Словно с белого неба вода.
Мне не нравится мир, где не будет весны,
Где не будет весны никогда.
реперные точки здесь (а поэтика - Соллогуба)
интервал, дернет рычаг и даже расстелется в сны
а вот пример Вашей поэзии
(дело не в личности, а в направлении)
Закончилось лето. Полжизни прошло.
У лодки плывущей сломалось весло.
Река её дальше и дальше несла -
В края заповедные, в день без числа.
Вода всё темнее, всё глубже поток.
Пространство сгустилось. Исполнился срок.
В дали безымянной жужжала пчела.
Я в лодке без вёсел смиренно плыла.
принадлежность эпохе не просматривается, поскольку нет реперов
я бы слегка поменял, например
Закончился отпуск, у лодки походной
в краю безымянном
а вот с "пространство сгустилось" все куда сложнее
не могу сходу придумать замену
все сказанное не означает, что свою поэзию надо править
хотя, скажем, Пастернак и рильке не гнушались
но вот учитывать в дальнейшем стоит
удачи!
Ваш Игорь Белавин
Белавин Игорь Песни 09.04.2016 14:26 Заявить о нарушении
Сразу оговорюсь, что обсуждать стихи Бошинцева, в данном случае, мы не будем, поскольку здесь, в отсутствие автора, это неэтично и совершенно неуместно - вне зависимости от того, будем ли мы его хвалить или ругать. Я просто приму к сведению. Тем более, что свою мысль Вы превосходно пояснили на примере моего собственного стихотворения. Я поняла Вас прекрасно. Я всегда говорила и говорю: великая вещь - пример. Можно долго ходить вокруг да около, подбирая слова и сыпля умными терминами, но так и остаться не понятым. А вот привели пример - и всё, абсолютно всё сразу стало понятным! Теперь у меня по этой теме не осталось к Вам ни единого вопроса! Спасибо большое, Игорь! Наша беседа была приятной и плодотворной - по крайней мере, для меня. Желаю Вам творческих успехов и всего самого хорошего! Елена.
Елена Зернова 09.04.2016 18:41 Заявить о нарушении