Если... Каждый шаг на Великой Сцене

                "Любите ли вы Театр ТАК, как люблю его я?..."(В.Г.Б-й)
               
   


       Почти беседа,  "целиком и в подробностях"...




          Евгений Феодоров:
            Хвала Театру
            http://www.stihi.ru/2011/04/26/4275



 -  Весь мир... вся жизнь... театр?
Как же мог так споткнуться Великий Классик?!
Театр честен - целиком и в подробностях.
Он не навязывает действительное как желаемое,
как достойную цель и постигнутый смысл.


                Миоль:

          - Он, Театр,  его, это действие, предлагает,
            а мы , если хотим,
            будем вкушать,
            а нет…

            Выбор всегда остаётся за зрителем.


          Евгений Феодоров :

 - И спектакль не врёт,
и время его определено до минуты,
даже если на сцене началась
и в одночасье обрушилась
история королевской семьи.

                Миоль:


         - Спектакль не врёт, если автор –  талантлив.
           Если хороша пьеса и достоин её режиссёр, то Театр – не врёт…
           И если актеры не будут грешить самодеятельностью,
           а сыграют  - «до полной гибели всерьёз», то не врёт Театр…
           Театр – не врёт, если зритель захочет всему этому поверить
           и не закидает сцену помидорами…

           Если…


          Евгений Феодоров :

 - Спектакль не врёт:
здесь яд - понарошку,
азартно пьют не вино - пустоту
из роскошных картонных кубков,
и кровь проливают,
воображая, что льётся кровь
от удара шпагой в сердце.
И никому не приходит в голову
класть пальцы в раны умирающего героя.

                Миоль:

          - Если талантливы все,
            кто создал  спектакль,
            поверив истово
            в великую,
            самую наиреальнейшую
            магию искусства сцены.

            Спектакль не врёт…

            И тогда яд – не понарошку,
            и слёзы – не глицериновые,
            и  всё - на разрыв аорты, потому что…

            Потому что – без фальши…

            Спектакль не врёт,
            если на сцене Театра умирают и умирают Актёры, -
            не доиграв,
            не долюбив,
            не дожив,

            не ДО…

           Ты же помнишь их имена?..

           Они НЕ ДО-..,
           чтобы захотелось тебе –

           чуть больше,

           без оглядки по сторонам,

           безбашенно,

           взахлёб,

           потому что всё,

           что они – НЕ  ДО… , - они отдали тебе, ленивый упрямец…

           Пользуйся же их великодушием и живи, Глупец!


          Евгений Феодоров :


 - Фольговый блеск полнолунной полуночи. Тишина.
Пусть скрипнула половица,
пропущенная плотником второпях.
Это ж садовая галька
скрипит и хрустит под ногой:
идёт Он - и сейчас состоится свиданье.
Он не пощадит тишины -
и рассыплется настороженная тишина
от его горячего шёпота.
Он не пожалеет луны -
и потускнеет, смущаясь, луна
в сравненье с Её лицом.
Они объяснятся в любви -
и замолкнут на миг, как птицы.
Зал замрёт, теряя дыханье
и уловить пытаясь
биенье двух сердец...

Театр честен - целиком и в подробностях.
Если мы не поверим, спектакль не получится.


                Миоль:

         - Если не будут честны те, кто творит его, то …мы – не поверим.


          Евгений Феодоров :

 - Если всё сложилось и получается,
то в антракте мы всерьёз обсуждаем
обездоленного короля или мятежного принца,
или всерьёз молчим
и, может, впервые в жизни молчим так -
сосредоточившись душой и памятью.
Мастерство актёров? Потом! Потом -
после спектакля, в миру, на задворках театра...


                Миоль:

          - Если всё сложилось и всё получается, то в антракте…

            Чёрт бы его побрал, этот Антракт, потому что…

            Потому что,
            «если всё сложилось и всё получается, то в антракте…»,
            коль скоро он есть, этот несчастный антракт, –
            вынужденное время в самом неподходящем действии спектакля,
            тебе, умный Зритель в таком-то ряду,
            захочется укрыться,
            сбежав, от ярко – экзальтированной толпы,
            устремлённой в буфет…

            Чёрт бы его побрал, Антракт,
            потому что в это время тебе  нужно
            НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯТЬ ДО следующего действия,
            а это значит – ничего не обсуждать, - даже всерьёз, даже…
            не растеряв ничего, сохранить в себе до мельчайшего жеста, полутона, интонации…
            То сохранить, за чем ты пришел сюда, Зритель…
            А потому, - помолчать…
            Только помолчать тебе сейчас нужно….

            Необходимо помолчать, понимаешь?

            Иначе сам себе навредишь,
            и всё разрушишь,
            и всему конец придёт, рухнув на твоих глазах в одно мгновение,
            а ты так и останешься, с чем пришёл –
            с надорванным корешком билета на … представление.

          Евгений Феодоров :...

 - Вот со сцены слетела
блестящая, как неразменный червонец, реплика,
последняя - в зал, всё им, ненасытным зрителям!
Конец.
И косо двинулись половинки малинового бархата
с золотой эмблемой театра в центре.
Конец.
Аплодисменты.
       
              Премьер и премьерша - овация.
Поклоны - ответные крики,
     снова поклоны - и цветы, цветы...
Всего лишь пышное,
а иногда, пожалуй, чрезмерное,
но - доказательство: спектакль кончился.
Великий Классик улыбается сквозь посмертную маску:
он доволен и, наверное, счастлив -
хотя бы сейчас, в своей славной вечности.


                Миоль:

        - Классик…

          О чём он говорил?

          О том, что жизнь – Театр ?

          О том, что Театр – Жизнь?

          Не хотелось бы нашу промозглую и сирую жизнь с Театром сравнивать.
          Может, не так перевели Классика?
          Вернее, если был Классик – Артистом,
          то Театр к жизни приравнял бы, а не наоборот?

          Далеко ещё было до гибели всерьёз по заветной Системе,*
          Но… во все века
          настоящие артисты,
          безо всякой Системы – играли и гибли только всерьёз, и никак иначе…

          Да и могло ли по-другому быть?


          Евгений Феодоров

 - Гаснет свет. Запираются двери.
Нет, театр не спит, он попросту пуст:
ни призраков, ни теней, только запах духов.


                Миоль:

         - Ни на одну секунду не пуст Театр…
           Ни на одну…

           Кто знает, может и призраки, самые настоящие призраки – тени тех,
           кто осчастливил подмостки его …
           Обязательно…

           Обязательно…

           Они живут там всегда,
           вечно живут они, прячась в складках кулис,
           теряясь в их темноте,
           отзываясь своим незримым присутствием на самое мимолётное движение со сцены…

          А запах духОв?
          Он-то как раз быстрее всего испарится, не оставив никакой памяти о себе…
          Никакой…
          Только души  - живущих и живших в Храме его актеров…
          Обязательно и навсегда…

          Евгений Феодоров :

И утром уборщица,
ворчливая, как все уборщики мира,
сметёт комки фантиков и шоколадного золота.
А монтировщики разберут
королевский замок и крепостные стены -
на доски и холсты.
Плотник долго будет искать
подгулявшую половицу -
но найдёт, вобьёт два гвоздя...

Жизнь продолжается,

                Миоль:

         - Все уборщицы мира будут работать где угодно, но не в Театре,
           потому что Театр – это Храм есть, а в храме не каждому служить дозволено.

           В храме
           под названием Театр
           особенное все:
           и билетерши, которые могут быть из бывших (артистов),
           и уборщицы – заядлые театралки в прошлом,
           работающие  не за деньги даже, потому как не велики деньги в театре есть.

           А монтировщики сцены?..
           Реквизиторы, гримёры, костюмеры?..
           Сколько их, которые не выходят на поклоны,
           но делают всё,
           чтобы аплодисменты Артисту звучали и звучали,
           а софиты –  не гасли и не гасли,
           и цветы – не кончались,
           и чтобы ни на одну секунду…

           Слышишь ли, Зритель?

           Чтобы ни на одну секунду ты не усомнился в том,
           что сейчас,
           на твоих, в слезах, восхищённых глазах
           стала самой настоящей
           Вторая реальность *,
           имя которой – Театр.

           До "...полной гибели … всерьёз»… *


           И ещё…
           Ты, Зритель, причастным к этому … оказался тоже …


          Евгений Феодоров :

 - Величайший Классик всех вер, всех времён и народов,
грустно улыбнётся, сочувственно глядя,
как мы играем в театр,
а театр разыгрывает нас.


                Миоль:

          - Не разыгрывает нас Театр,
            нет, не разыгрывает…

            Это мы пытаемся навязать ему нашу бездарность
            и,
            прикрываясь Классиком,
            оп(!) рав ды ва ем…

            Столетиями оправдываем наше убогое существование,
            ожидая и ожидая аплодисментов
            за каждый,
            едва заметный шаг
            на Великой сцене Искусства ,
            название которой –
                Ж и з н ь.



                20.11.2014





© Copyright: Евгений Феодоров, 2011, Хвала Театру
http://www.stihi.ru/2011/04/26/4275

                © Copyright: Миоль, 2014


* из Пастернака " Не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз"

* Алла Демидова. Вторая реальность (книга о Театре)

* имеется ввиду Система работы над ролью К.С.Станиславского

Татьяна Доронина - Вы любите театр?                http://www.youtube.com/watch?v=6CPACZrmyAE
               


Рецензии
Интересные мысли и суждения.
-)

Вик Гусаров   22.11.2014 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо.
С уважением,

Миоль   22.11.2014 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.