Лукавство искусства

В искусстве добро обозначается злом, а зло добром. Таково следствие грехопадения. "Цветы зла" Бодлера – едва ли не в большей степени оправдание добра, чем философский труд Владимира Соловьева.

(Из книги "Пазори")


Рецензии
Искусство - это искушение, нередко - от Лукавого. Искушение сотворить копию того, что уже создал Творец, двойственно: или создать то, что противоречит творению, или развить далее то, что сотворено, но в силу божественности сотворённого может быть развито далее. Но тоже и в философии, кажется Л.П. Карсавин иронизировал: уж если что и нуждается в оправдании, только не добро.

Алексей Сахатский   21.08.2014 14:11     Заявить о нарушении
Не могу с этим согласиться. Искусство не бывает от лукавого. И творчество не может противоречить творению, т.к. оно его продолжение. Творчество от Бога, иначе оно не творчество.

Владимир Микушевич   21.08.2014 23:15   Заявить о нарушении
А как же тогда неприятие на Руси искусства лицедейства? Послушать современных актёров, их размышления о своём ремесле (только если они искренни!), о своих собратьях по актёрскому цеху, невольно содрогнёшься той бездне, в которой они часто пребывают; а культ успеха в искусстве, - он ли не от Лукавого? Ради успеха люди искусства нередко готовы НА ВСЁ!

Алексей Сахатский   22.08.2014 05:02   Заявить о нарушении
Я ничего точнее по этому поводу не нашёл, чем теория социокультурной динамики П.Сорокина: чувственный тип социокультурной системы, в котором мы пребываем, накладывает отпечаток НА ВСЁ!

Алексей Сахатский   22.08.2014 05:05   Заявить о нарушении
К сожалению, это так. Но неприятие лицедейства на Руси объяснялось, по-моему, тем, что жизнь (даже повседневная), сама была действом.

Владимир Микушевич   22.08.2014 22:03   Заявить о нарушении
Значит, современное лицедейство - это симулякр по отношению к жизни как к действу на Руси...

Алексей Сахатский   23.08.2014 11:35   Заявить о нарушении
Симулякр лишь в том смысле, что ничего нет, кроме симулякров. Но действо по своему смыслу нечто большее.

Владимир Микушевич   23.08.2014 22:59   Заявить о нарушении
Действо как лицедейство является симулякром, потому что оно замыкется на самоё себя, на чувство значимости этого действа в рамках чувственной культурной системы: известность, успех у зрителей нужен лицедею в большей степени для тщеславия, а зрителям - как некая игра в кумиров. Но и в действе лицедея, и в действе зрителя, в конечном итоге - пустота, действие к бездействию, которое за своей безитоговостью подразумевает топтание на месте. Разумеется, в этом процессе есть исключения, но их совсем немного, в большинстве случаев они обусловлены трагическим жизненным опытом самих лицедеев, но в таком случае они уже работают не на зрителей, а на вечность.

Алексей Сахатский   24.08.2014 09:15   Заявить о нарушении
Таких исключений, действительно, немного, но само бытие - такое исключение. А теория симулякров - другая точка зрения, которая по-своему правильна, но именно отрицает реальность мира. По-моему, современное мышление - это искусство совмещать разные точки зрения.

Владимир Микушевич   24.08.2014 21:51   Заявить о нарушении
Мне думается, что современное искусство совмещать разные точки зрения вызвано неким раздвижением онтологических горизонтов для современного человека, но основание для этого бытийственно: древнеиндийское понятие майи как иллюзорного покрывала, делающего мир для человека реальным, настоящим и, в то же время, замкнутым на самого себя, а, значит, в конце концов ненастоящим, иллюзорным, даёт для этого основания.

Алексей Сахатский   25.08.2014 13:25   Заявить о нарушении
С этим можно согласиться, но для меня есть и настоящее: творение Божье.

Владимир Микушевич   25.08.2014 22:40   Заявить о нарушении
Творение как процесс в настоящем для человека времени?

Алексей Сахатский   26.08.2014 11:23   Заявить о нарушении
А по-моему, нет времени, кроме настоящего и об этом сказано в Апокалипсисе: времени уже не будет.

Владимир Микушевич   27.08.2014 22:39   Заявить о нарушении
Очень похоже на это, ведь для нас сейчас все предыдущие поколения людей присутствуют не просто как жившие, но далёкие от нас, а как те, кто решал те же жизненные проблемы, что и мы, например, исторические деятели или писатели, мы обращаемся к информации о них ежедневно, а по поводу некоторых даже чаще.

Алексей Сахатский   29.08.2014 02:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.