Календарь поэзии. 20 февраля
Страница на стихире: http://www.stihi.ru/avtor/kumga11
Статья Виталий Плотников
СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ ПОЭТА ТРЯПКИНА
(заметки провинциала)
Со стихами редкостного поэта «божьей милостью» Николая Ивановича Тряпкина впервые я познакомился в сборнике «Поэзия Севера», изданного в Архангельске в 1966 году. Под одной обложкой оказались стихи Николая Леонтьева и Сергея Орлова, Николая Тряпкина и Ольги Фокиной, Николая Рубцова и Варлама Шаламова, Александра Яшина. Каждый со своим поэтическим и жизненным опытом, узнаваемым стихотворным стилем, их объединяло в книге одно – Север. Из четырех стихотворений Николая Тряпкина, опубликованных в альманахе, врезалось в память одно: «Аргиш», как вскрик в ледяной и безлюдной тундре:
«Аргиш - по звёздам, по ветру, по слуху…
Жутко вот так бесприютному духу!
Скоро вон там, на ненастном отроге,
Тундра задует в пустынные роги.
Снег да луна, да скрипенье осоки,
Рядом – собачьи голодные склоки,
Где-то вон там, за горами, лесами,
Жил я со старыми добрыми снами.
Аргиш – по звёздам, по волчьему следу,
Где моя пристань? Куда я приеду?»
Складывалось ощущение, что этот олений поезд увозит Тряпкина в вечность, где одиночество и неизвестность среди дикой природы, и «Старые сказки с веселыми снами \ Снежною пылью свистят под санями».
Тема Севера в поэзии Николая Тряпкина не случайна. По воле военного лихолетья он оказался в эвакуации, в Котласе. Об этом периоде своей жизни он пишет: «У меня впервые открылись глаза на Россию и на русскую поэзию, ибо увидел я все это каким-то особым, "нутряным" зрением. А где-то там, совсем рядом, прекрасная Вычегда сливается с прекрасной Двиной. Деревянный Котлас и его голубая пристань — такая величавая и так издалека видная! И повсюду — великие леса, осененные великими легендами. Все это очень хорошо для начинающих поэтов".
Позднее Николай Тряпкин будет не раз возвращаться в стихах к северным местам, где довелось ему побывать: в 1941 – 1943 годах – это Котлас и небольшая деревушка под древним Сольвычегодском (возможно, деревня Коряжма. Ныне она сохранилась частично, как окраинная улица г. Коряжма – современного города работников целлюлозно-бумажного комбината); 1954 – 1956 годы он живет в Архангельске, где активно участвует в литературной жизни областного центра.
В стихотворении «Пароход на Вычегде» (1948 г.) поэт напоминает о Соли Вычегодской, вотчине купцов Строгановых (16-17 вв.):
«За волною, за волною за торопкою
Лопастями, лопастями да с пришлепкою.
А по светлой да по палубке по строганой
Будто ходит-колобродит купчик Строганов,
Магарычем, видно, лишка опохмелился,
То направо, то налево раскошелился.
То девчонке-сговоренке он китаечку,
То расстриге-забулдыге он копеечку».
И хотя автор называет местом действия пароход, что исторически неверно (первые пароходы на Двине и Вычегде появились в начале 19 века), этого не замечаешь, потому что суть в другом - в сравнении времен. Завершается стихотворение временем середины 20 века:
«Натужится,
Торопится,
Гребёт.
Беленые побрякивают кранцы.
Везет из Сыктывкара пароход
На Вологду
Безусых новобранцев.
Эй, Котлас дровяной!
Эй, встречная Двина!
Раскидывай, весна,
Зеленые палатки!..
И пляшет на спардеке
Старшина
Под нашу
Современную
Трехрядку».
Во все времена достаточно желающих зарифмовывать свои прозаические представления о мире в художественно раскрашенную строку. У большинства, в лучшем случае, получается цветасто, но попадает в голову, а не в душу. Поэзия же Тряпкина проникает через подсознание человека и растворяется в душе, как её часть. И пусть ты ещё не осмыслил конкретных строк, идей, заложенных поэтом в стихотворении, а оно уже живет в тебе. Такие стихи ломают запоры литературных сообществ, и они уходят в «свободное плавание», где их безоговорочно принимает народ. Именно такие стихи Николая Тряпкина отличает соединение, казалось бы несоединимого: лирики и эпоса, древности и современности. И образ Севера, его суровое дыхание рядом, оно сквозит во многих стихах Николая Тряпкина, возвращая его то в молодость, то в размышления о вечном и конечном.
Вот отрывки из стихотворений разных лет:
«Я уйду по снегам за далекую Пинегу
В белый сумрак великих лесов.
Не возьму ничего: ни берданки, ни спиннинга,
Ни романов, ни пьес, ни стихов.
<…>
Я возьму только душу с глазенками школьника
И скажу ей: гляди, понимай.
И подарит мне сказку Великого Хвойника
Серебристый шалун-горностай.
<…>
(«Желание», 1957 г.)
«Хорошо, когда забродит холод,
Поскучать у печки при огне.
Вот сижу. А был когда-то молод
И гулял по Северной Двине»
(«Хорошо, когда забродит холод…», 1960 г.)
«...Сосна да ель. Да птичий голосок,
Да пахнет лес грибами и смолою.
А под ногами – бел сыпуч песок,
И скрип лесов над Вычегдой-рекою.
<…>
Корежема!.. Сестрица! Благодать…
Когда-то я прокладывал здесь гати.
И в той избе ложился почивать
На сказочные русские полати.
<…>
(«Коряжема», 1962 г.)
«…И вот он снова, точно диво, -
Тот день, сугробный и дурной:
Иду, обтерпанный и вшивый,
С мешком голодным за спиной.
<…>
И сквозь великий строй метели,
В каком-то хвойном городке,
Промчатся серые шинели
На фронтовом грузовике.
<…>
И вот лежу в дареных шмотках,
Обмытый тут же, как ребя…
А вьюги ходят над слободкой,
В рога полночные трубя».
(«Я только вспомню те названья…», 1966 г.)
<…>
«Заворачивал ветер. И гудели затворы
У Печорских ворот.
И заплюхалась Пижма. И сказали поморы:
«Это семга идет».
Зароаботали весла, изготовились руки,
Замахнув гарпуны,
И всю ночь раздавались бесподобные стуки
Из речной глубины…».
(«Песнь о великом нересте», 1970 г.)
<…>
«Снится Устюг, ласковый Олонец
И соцветья рубленных церквей…
<…>
И на крыльях славы и печали
Проплывут над нами журавли…
Мы кошель на Вычегде связали,
А слова с Онеги принесли».
(«Днем и ночью, снова днем и ночью…», 1971 г.)
«Загостился я, земля, в твоих долинах,
Закружился на охотах соловьиных,
Засиделся у печорского сугора,
Загляделся в Соловецкие озера…»
(«Загостился я, земля, в твоих долинах…», 1973 г.)
«Когда-то там, в лесах Устюги,
Я неприкаянно кружил.
Скрипела ель, стелились вьюги
У староверческих могил.
<…>
И в смутном свете повечерий
Я закрываюсь в тайный скит.
И несказанный дым поверий
В моих преданиях сквозит…»
(90-е годы)
На Севере, в Котласе Николай Тряпкин очарован раздольными речными просторами Вычегды и Двины, сумрачными ельниками и золотыми сосновыми борами, белыми сквозными ночами. Он пишет стихи, которые, по его признанию «самого меня завораживали». Он живет в среде самобытных коренных крестьян-северян, сохранивших в чистой душе русскую культуру, в крестьянской семье, где в те годы осенне-зимними длинными вечерами традиционно велись беседы «за жизнь», вспоминали старину, подкрепляя свои мысли-размышления преданиями, легендами, притчами, сказами. Всё это впитывалось молодым поэтом. Возможно, свои стихи он отправлял в котласскую районную газету «Социалистический Север». К сожалению газет времен Великой Отечественной войны не сохранилось - архив редакции сгорел. Тем не менее, у местных краеведов бытует мнение, что Николай Иванович сотрудничал с газетой довольно плотно, в какой-то период являясь ее сотрудником: не то штатным, не то внештатным. Всё это предстоит ещё выяснить.
В 1954 году Тряпкин приезжает в Архангельск, где живет до августа 1956 года, перебиваясь рецензированием начинающих поэтов, публикует подборку стихов в альманахе «Север» («Журавли», «По городу Ржеву…», «Жили как дети и пели как дети», «Сама я хату подмела»), издает в областном издательстве вторую поэтическую книжку «Белая ночь». Известный летописец литературной жизни северян Борис Пономарев вспоминает в книге «Литературный Архангельск»: «Помню, какое глубокое впечатление произвели на слушателей его «Журавли». Поэт читал стихи нараспев, но не манерой чтения поразил Николай Иванович. Нас взволновало и пленило само стихотворение, его теплая интонация». На его стихи тогда была написана песня «Летела гагара», которая до сих пор исполняется Северным народным хором:
"Кричала гагара, кричала гагара над крышей моей. Кричала гагара, что солнце проснулось, что море поет. Что солнце проснулось, что месяц гуляет, как юный олень. Что месяц гуляет, что море сияет, что милая ждет".
В 2007 году, подводя итоги к 90-летнему юбилею города Котласа, котлашане вспомнили известных поэтов, бывавших в разные годы в этом северном городке: Николая Рубцова, Виктора Бокова, Константина Ваншенкина, Валентина Устинова, Ольгу Фокину, Валентина Суховского и, конечно, Николая Тряпкина, который в последний раз приезжал в Котлас в июле 1960 года. Его стихи: «Хорошо, когда забродит холод…», «О том, как старели покосные травы…», «Коряжема», «Песня» - по праву вошли в антологию котласской поэзии «Ветер жизни» (2006 г.).
Для многих современных жителей города его певучая поэзия явилась тем откровением, которое остается в душе навсегда.
Свидетельство о публикации №114022002497