Календарь поэзии. 08 февраля

МЯТЛЕВ Иван Петрович родился  08 февраля (по новому стилю) в 1796 в Санкт- Петер­бурге.

Принадлежал к старинному богатому ро­ду, был камергером. Воспитывался и учился дома под руководством аббата. С ранних лет любил сочинять стихи. Детство провел в Москве. Маленького Ивана Петровича час­то возили в летние месяцы по многочис­ленным имениям семьи. В Петербурге поэт жил в роскошном доме, прозванном музеем. Среди достопримечательностей дома были оригиналы картин выдающихся мастеров живописи.

Мятлев служил в департа­менте мануфактур и внутренней торговли, но основная его жизнь была типичным времяпрепровождением богатых бездель­ников.

С 1836 он окончательно удаляется от служебных дел и выходит в отставку. Иван Петрович— любезно принимаемый гость всех великосветских гостиных, знакомый Пуш­кина, Вяземского, Жуковского, Лермон­това. Мятлев читает шутливые стихи, сыплет эпиграммами, пишет стихотворные за­писки.

В 1834 вышел первый сборник его стихотворений, от­печатанный небольшим тиражом, был и предназначен для немногих и носил назва­ние, раскрывающее историю его появле­ния на свет,— «Друзья уговорили». В сборнике были представлены образцы тех жанров, в которых поэт имел тогда наи­больший успех,— поэтические размышле­ния о природе, чувствительные романсы, альбомные посвящения и стихи «на слу­чай». Но среди них были и достаточно яз­вительные стихи, высмеивающие пустые барские разговоры, внешне глубокомыс­ленные рауты светских людей.

Белинский довольно холодно встретил эти стихи поэта, выделяя среди них лишь сатирическую сценку в духе народного кукольного теат­ра «Разговор барина с Афонькой», «кото­рый действительно хорош».

В 1835 выхо­дит второй сборник стихов Мятлева, хотя он сам полагает, что его устные шутливые им­провизации в «парнасской конюшне», т. е. в светских салонах, ему удаются гораздо больше. Но подлинный и шумный лите­ратурный успех пришел с опублико­ванием весьма своеобразной книги. Она была снабжена интересными гравюрами Тимма, место издания указано — Тамбов хотя печаталась в Петербурге), а загла­вие ее выставляло имя вымышленного автора и одновременно героя — «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за гра­ницей, дан — л'Этранже» (1840).

Это был остроумный, уже в самом замысле юморис­тический роман в стихах — показать там­бовскую провинциальную барыню с ее французско-нижегородским языком, по­верхностным образованием, безудержным преклонением перед иностранным и в то же время невежественной критикой всего малопонятного и своеобычного за рубе­жом. Смех вызывали и макаронические стихи романа. Мятлев не первый прибег к это­му роду шутливого стиха, где комизм достигается смешением слов и форм раз­личных языков, в данном случае русского и французского. Образцы макаронической поэзии находим еще у римлян, есть она и у Рабле, Мольера, в нашей литературе — в «Энеиде» Котляревского. Но у Ивана Петровича сати­рический эффект производила не только речь г-жи Курдюковой, но и типический ха­рактер невежественной, но претенциозной барыни, как бы пародирующий действи­тельные недостатки образования и манер светских людей, внешне, казалось бы, далеких от г-жи Курдюковой. «Сенса­ции...» Мятлева И. П. выдержали множество изданий и приобрели широкую популярность. Разговорная непринужденность повество­вания, необычные рифмы, выразительные бытовые детали, куплетная форма, мас­терство пародии, свойственное «Сенса­циям...» и другим стихам Мятлева, сыграли значи­тельную роль в развитии реализма в рус­ской поэзии.

Поэты «Искры», Добролю­бов, Козьма Прутков подхватили гибкую ритмическую увертливость, смелое богат­ство рифм и созвучий, решительность в сближении языка с обыденной речью, капризный романсовый стих, присущие лучшим стихам Мятлева. Особым достоинством стихов поэта является их песенность; исполь­зованная Тургеневым певучесть стиха Мятлева. «Как хороши, как свежи были розы...» свойственна многим его песням. «Новый год», «Фонарики», «Восторг», «Артамоныч» и др. стали непременной принадлеж­ностью городского фольклора.

Умер — [13(25).II.1844], Петербурге.


***
                ЗВЕЗДА

                Звезда, прости! - пора мне спать,
                Но жаль расстаться мне с тобою,
                С тобою я привык мечтать,
                А я теперь живу мечтою.

                И даст ли мне тревожный сон
                Отраду ложного виденья?
                Нет, чаще повторяет он
                Дневные сердцу впечатленья.

                А ты, волшебная звезда,
                Неизменимая сияешь,
                Ты сердцу грустному всегда
                О лучших днях напоминаешь.

                И к небу там, где светишь ты,
                Мои стремятся все желанья...
                Мои там сбудутся мечты.
                Звезда, прости же! до свиданья?

***
 Розы

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.

В ее очах - веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.


Рецензии
"Как хороши, как свежи были розы" -- о, да! Кто ж не знает этих строк?

Иван Друг   08.02.2014 12:36     Заявить о нарушении
А вот бисквит немного подгорел)))
(это из какой-то пародии).

Единомышьленники   08.02.2014 14:19   Заявить о нарушении