О поэзии Зуберы Гамзатовой
Каждое обращение к поэзии Зуберы Гамзатовой для меня не лишний повод, а новая встреча с ее удивительными стихами. Поэзия этой незаурядной личности, поэта с большой буквы подкупает своей искренностью, чистотой, правдивостью передаваемых чувств, самобытностью…
Вся ее лирика – это монолог женщины, волею судьбы оказавшейся на чужбине, на разные темы :
Судьба жестоко поступила.
Не по моей, иной вине
Оказалась я в чужой стране.
Здесь все иное...
Язык другой,
Осталась я сама с собой...
А теперь, с тоской в душе,
Слагаю песню о тебе...
«Кавказ»
А песни слагает, потому что иначе нельзя – предназначенье, Богом данное. такое - выросла в особом месте, волшебном крае, родившем такое количество талантливых людей, что порой диву даешься:
Средь диких утесов Кавказа
Прошли мои юные года,
Родным самурским долинам
Была, душою, рада я…
«Прощание с мамой»
или
Ночи твои синего цвета…
И звезды, улыбаясь луне…
Золотою россыпью везде…
О, Дагестан мой!
Нашли тебя, наверно, в раю!...
«Дагестан»
Лирическая героиня Зуберы Гамзатовой и сильная женщина:
Молча слезу смахнуть
…И гордо проходим путь… («Что я люблю»)
И в то время она хрупка, страдает от разлуки, («сердце трескается по швам…/в этом огромном мире тленном/ тоска режет пополам… «Без тебя»), от обреченности любить на расстоянии («Видно, мне не суждено/Мечту лелеять и любить./Смотрю в унылое окно,/А сердце плачет и грустит… «Я придумала тебя…»), и мечтающая о встрече:
я хочу
…………….т в о е прикосновение…
и слушать,
……………как стучит т в о е нежное сердце…
узнать т е б я
…………….б л и ж е…
и ночью смотреть, как звезды ликуют
……………с и д я на к р ы ш е…. «Прикосновение»
В то же время лирическая героиня Зуберы Гамзатовой и высоконравственна, добра («Пусть все плохое уносит в даль,/Заброшенная листвою осень… «О любви с любовью..») Она живет, уповая на Господа, чтобы «не споткнуться, чтобы в грязь лицом не окунуться» («Дай, Господи, терпенья!»). Она такая же чистая, как и сама Зубера. А в подтверждение привожу следующие мысли поэтессы: «Любовь рождает любовь… и, чтобы ее почувствовать, необязательно прикасаться к ней руками, а надо уметь чувствовать ее дыхание и заглянуть в ее душу глазами, и понять, как она лучезарна…», - это мысли высоко нравственного человека. Таким людям живется нелегко, потому что они открыты, честны, они не молчат о несовершенстве мира:
Куда мы катимся друзья,
Черной злостью полны сердца.
Вокруг полным полно дерьма,
Нету сил поднять глаза…
Услышьте голос, разум, сердце
И может там, в глубине души,
Проснутся светлые надежды
И прольются родником ручьи…
Надо уметь всегда прощать,
Оглянуться, кто отстал-
Поднять помочь и вместе в путь,
Поймать лучи рассвета…. («Призыв к добру и милосердию!» Ответ на рецензию)
«Поймать лучи рассвета…» дано, увы, не всем, а только таким тонким натурам, как Зубера Гамзатова. Только она могла увидеть весну и облечь свои наблюдения в рифму, да еще так изящно: «Весна, весна...../Текут ручьи все серебром,…../ Везде душистый запах листьев/И кружат голову цветы,/От этих запахов дурманит,/Вдохновляет, /окрыляет,/Вербы, тополя, осины/И березы от счастья плачут…..»)
Живя в Праге, видимо, невозможно было не прикоснуться к святая святых, местам, связанным в Праге с именем Марины Цветаевой. Отсюда и восхищение («Милая, нежная, светлая,/Сердце мое - Марина,/Солнышко в небе ясное,/Ангел мой - Марина…») поэтессой и боль за нее (…о, сколько лет к тебе я шел,/славянка с ангельской душой…/и вот я здесь, возле дома твоего,/ с букетом……. /стучу я в запертую дверь…/роняя слезы… из горьких строк….). Здесь, в Праге Марина Цветаева скучала по своей Руси, писала стихи, здесь же Зубера напишет: «Когда по родине тоска- бросаю в рифму я слова…». Неизбывная тоска по Родине чувствуется в ее стихах о родной земле. На чужбине родину ценишь больше (Большое видится на расстоянии), а потому в душе, живущего далеко от родных мест человека, постоянная боль от разлуки. Жизнь сложна, порой мы, живя вдали, ввиду обстоятельств обрастаем оболочками ответственности, которые не позволяют все оборвать и в одночасье покинуть насиженное место. И живешь, и живет в тебе боль разлуки с родиной.
Об этом чувстве Зубера Гамзатова написала белый стих "Я завтра еду в Лезгистан..." (не могу унять я боль,/что храню все эти годы…/мой милый край, моя отрада,/ где звезды по ночам поют,/упаду к твоим ногам я / и тихо Богу помолюсь….»)
. Родина и мама нераздельно связаны в творчестве Зуберы Гамзатовой. Сколько бы человек ни жил на чужбине, как бы там ни было хорошо, чужбина и остается таковой, и никогда она не станет домом. Дом там, где родился, вырос. Там твоя земля, твоя родина, мама. О ней думаешь всегда, сны - отражение нашей реальной жизни (Мама, я вижу тебя во сне). Здесь тоска, неизбывная тоска по родным местам, по маме. Перед отъездом чувства лирической героини обостряются, сильнее ощущение трагедии потери. "Мама, Милая!…/Тебя так не хватает мне!" - строки, которые обнажают драматизм души. Повторение в конце стихотворения строки: Тебя так не хватает мне!"- еще более усиливает внутренние переживания героини. В этом умении короткими фразами, простыми предложениями (простые, обрывистые предложения, передают взволнованность, эмоциональность героини) передавать яркие образы и проявляется поэтическое мастерство Зуберы Гамзатовой.
На первый взгляд, перед нами небольшое стихотворение о переживаниях героини, которые знакомы многим. Но ведь не все могут облечь свои чувства в стихи. Это свойственно поэтам, которых Господь наделил даром передавать свои мысли, переживания стихами
Начиная его читать, еще не осознаешь всей глубины трагедии лирической героини. "Мама, я вижу тебя во сне…...", - эти строки рождают в душе многих воспоминания о матери (разве мы не видим мать во сне?). Буквально со второй строчки: "Тебя так не хватает мне!…..." явственно чувствуется глубина трагедии лирической героини. Здесь все: и смысл предложения (это крик души!), и наречие "так", и восклицательная интонация, и фигура умолчания (многоточие в конце предложения, позволяющее каждому из читателей мысленно продолжить его) усиливает эмоциональность переживаний....Как не хватает героине той, с которой можно обо всем поговорить, все рассказать, обнажить свою душу, не боясь, что не поймет, осудит! Не хватает мамы! "Родная, поговорить с тобой…...". Поговорит ли?"Поговорит", но не с мамой, а со всем, что еще "дышит ею": это"...земля/Осиротевший дом/ Нетопленый камин…..." - образы, изначально несущие в себе оттенок обездоленности, лишения чего-то самого сокровенного, теплого, родного. Создается впечатление, что героиня-отшельница чувствует свою вину и перед матерью, с которой так мало была, и перед родиной. Видимо, поэтому " Поднять не силах голову….../До утесистых вершин…...", которые олицетворяют родину, страну гор. Перед нами монолог героини перед дорогой, но мыслями она уже там, потому из ее груди вырывается возглас: "О, как сегодня горько мне!". Горько: нет мамы. Есть все:"земля", "дом", "камин"...., но нет той, ради которой "Завтра еду я домой".
Меня до глубины души тронули прозаические миниатюры, такие светлые, цепляющие душу, трогающие самые потаенные ее уголки, овеянные воспоминаниями…..
Многие мысли поэтессы сродни моральному кодексу (думаю, это так и есть) человека. Чего стоит фраза: «Человек, тогда “человек”, когда он может и в состоянии контролировать три вещи – язык , живот и свою плоть.» Мудро. Лучше не скажешь. Браво!
Поэзия Зуберы Гамзатовой – явление в дагестанской литературе. Оно дорогого стоит. Я бы сравнила поэзию Зуберы с крупным дорогим алмазом, грани которого еще нам предстоит, как следует, рассмотреть, чтобы увидеть ее глубину и чистоту.
2012
Свидетельство о публикации №113071900556