О поэзии Зуберы Гамзатовой

Любое обращение к поэзии – праздник, благодаря которому светлеет, очищается душа. Порой это повод лишний раз задуматься об очень важных жизненных проблемах, о себе, о том, чем занимаешься в жизни….
Каждое обращение к поэзии Зуберы Гамзатовой для меня не лишний повод, а новая встреча с ее удивительными стихами. Поэзия этой незаурядной  личности, поэта с большой буквы подкупает своей  искренностью, чистотой, правдивостью передаваемых чувств, самобытностью…
Вся ее лирика – это монолог  женщины, волею судьбы оказавшейся на чужбине, на разные темы :
Судьба жестоко поступила.
Не по моей, иной вине
    Оказалась я в чужой стране.
Здесь все иное...
    Язык другой,
Осталась я сама с собой...
    А теперь, с тоской в душе,
Слагаю песню о тебе...
«Кавказ»

А песни слагает, потому что иначе нельзя – предназначенье, Богом данное. такое - выросла в особом месте, волшебном крае, родившем такое количество талантливых людей, что порой диву даешься:

Средь   диких   утесов  Кавказа
Прошли   мои   юные   года,
Родным   самурским   долинам
Была,    душою,   рада   я…
«Прощание с мамой»
или

Ночи    твои    синего     цвета…
И   звезды,   улыбаясь    луне…
Золотою    россыпью     везде…
О,   Дагестан    мой!
Нашли     тебя,    наверно,  в  раю!...
«Дагестан»
Лирическая героиня Зуберы Гамзатовой и сильная женщина:
Молча   слезу    смахнуть
…И   гордо  проходим   путь… («Что я люблю»)
И в то время она хрупка, страдает от разлуки, («сердце  трескается  по  швам…/в  этом  огромном  мире   тленном/ тоска    режет    пополам… «Без тебя»), от обреченности любить на расстоянии («Видно,  мне  не  суждено/Мечту  лелеять  и  любить./Смотрю  в  унылое   окно,/А  сердце  плачет  и  грустит…  «Я придумала тебя…»), и мечтающая о встрече:

я   хочу
…………….т в о е       прикосновение…

и  слушать,
……………как  стучит  т в о е  нежное  сердце…

узнать      т е б я
…………….б  л и ж е…

и  ночью  смотреть,  как  звезды   ликуют
……………с  и д я     на      к р ы ш е….    «Прикосновение»
В то же время лирическая героиня Зуберы Гамзатовой и высоконравственна, добра («Пусть  все плохое уносит в даль,/Заброшенная  листвою  осень…  «О любви с любовью..»)  Она живет, уповая на Господа, чтобы «не споткнуться, чтобы в грязь лицом не окунуться» («Дай, Господи, терпенья!»). Она такая же чистая, как и сама Зубера. А в подтверждение привожу следующие мысли поэтессы: «Любовь   рождает   любовь…  и,  чтобы  ее  почувствовать,  необязательно   прикасаться   к  ней   руками,  а  надо  уметь  чувствовать ее  дыхание  и   заглянуть в  ее  душу глазами,  и понять,  как  она   лучезарна…», - это мысли высоко нравственного человека.  Таким людям живется нелегко, потому что они открыты, честны, они не молчат о несовершенстве мира:
Куда     мы    катимся     друзья,    
Черной    злостью   полны   сердца.
Вокруг   полным    полно    дерьма,   
Нету     сил    поднять     глаза…
Услышьте  голос,   разум,  сердце   
И  может  там,  в   глубине   души,
Проснутся      светлые     надежды   
И   прольются    родником    ручьи…
Надо    уметь   всегда     прощать,    
Оглянуться,       кто      отстал-
Поднять   помочь  и  вместе  в путь,   
Поймать    лучи    рассвета….         («Призыв к добру и милосердию!» Ответ на рецензию)

«Поймать    лучи    рассвета…» дано, увы, не всем, а только таким тонким натурам, как Зубера Гамзатова. Только она могла увидеть весну и облечь свои наблюдения в рифму, да еще  так изящно: «Весна,   весна...../Текут   ручьи   все  серебром,…../ Везде  душистый   запах   листьев/И    кружат    голову    цветы,/От   этих  запахов    дурманит,/Вдохновляет,   /окрыляет,/Вербы,     тополя,    осины/И    березы   от   счастья   плачут…..»)   
Живя в Праге, видимо, невозможно было не прикоснуться к святая святых, местам, связанным в Праге с именем Марины Цветаевой. Отсюда и восхищение («Милая,    нежная,    светлая,/Сердце    мое    -   Марина,/Солнышко    в    небе  ясное,/Ангел    мой    -    Марина…») поэтессой и боль за нее (…о,  сколько   лет   к  тебе  я  шел,/славянка  с  ангельской  душой…/и вот я  здесь, возле дома твоего,/ с   букетом……. /стучу   я   в   запертую   дверь…/роняя слезы… из горьких строк….). Здесь, в Праге Марина Цветаева скучала по своей Руси, писала стихи, здесь же Зубера напишет: «Когда по родине тоска- бросаю в рифму я слова…». Неизбывная тоска по Родине чувствуется в ее стихах о родной земле. На чужбине родину ценишь больше (Большое видится на расстоянии), а потому в душе, живущего далеко от родных мест человека, постоянная боль от разлуки. Жизнь сложна, порой мы, живя вдали, ввиду обстоятельств обрастаем оболочками ответственности, которые не позволяют все оборвать и в одночасье покинуть насиженное место. И живешь, и живет в тебе боль разлуки с родиной.
Об этом чувстве Зубера Гамзатова написала белый стих "Я завтра еду в Лезгистан..." (не  могу  унять  я   боль,/что  храню  все  эти  годы…/мой  милый  край,  моя  отрада,/ где  звезды  по  ночам  поют,/упаду  к  твоим  ногам  я / и  тихо  Богу  помолюсь….»)
. Родина и мама нераздельно связаны в творчестве Зуберы Гамзатовой. Сколько бы человек ни жил на чужбине, как бы там ни было хорошо, чужбина и остается таковой, и никогда она не станет домом. Дом там, где родился, вырос. Там твоя земля, твоя родина, мама.  О ней думаешь всегда, сны - отражение нашей реальной жизни (Мама, я  вижу тебя  во  сне). Здесь тоска, неизбывная тоска по родным местам, по маме. Перед отъездом чувства лирической героини обостряются, сильнее ощущение трагедии потери. "Мама, Милая!…/Тебя  так  не хватает   мне!" - строки, которые обнажают драматизм души. Повторение в конце стихотворения строки: Тебя  так  не  хватает   мне!"- еще более усиливает внутренние переживания героини. В этом умении короткими фразами, простыми предложениями (простые, обрывистые предложения, передают взволнованность, эмоциональность героини) передавать яркие образы и проявляется поэтическое  мастерство Зуберы Гамзатовой.
На первый взгляд, перед  нами небольшое стихотворение о переживаниях героини, которые знакомы многим. Но ведь не все могут облечь свои чувства в стихи. Это свойственно поэтам, которых  Господь наделил даром передавать  свои мысли, переживания стихами
           Начиная его читать, еще не осознаешь всей глубины трагедии лирической героини. "Мама, я вижу тебя во сне…...", - эти строки рождают в душе многих   воспоминания о матери (разве мы не видим мать во сне?). Буквально со второй строчки: "Тебя так не хватает мне!…..." явственно чувствуется глубина трагедии лирической героини. Здесь все: и смысл предложения (это крик души!), и  наречие "так", и восклицательная интонация, и фигура умолчания (многоточие в конце предложения, позволяющее каждому из читателей мысленно продолжить его) усиливает эмоциональность переживаний....Как не хватает героине той, с которой можно обо всем поговорить, все рассказать, обнажить свою душу, не боясь, что не поймет, осудит! Не хватает мамы! "Родная, поговорить с тобой…...". Поговорит ли?"Поговорит", но не с мамой, а со всем, что еще "дышит ею": это"...земля/Осиротевший дом/ Нетопленый камин…..." - образы, изначально несущие в себе оттенок обездоленности, лишения чего-то самого сокровенного, теплого, родного. Создается впечатление, что героиня-отшельница чувствует свою вину и перед матерью, с которой  так мало была, и перед родиной. Видимо, поэтому " Поднять  не  силах голову….../До   утесистых   вершин…...", которые олицетворяют родину, страну гор. Перед нами монолог героини перед дорогой, но мыслями она уже там, потому из ее груди вырывается возглас: "О, как сегодня  горько  мне!". Горько: нет мамы. Есть все:"земля", "дом", "камин"....,  но нет той, ради которой "Завтра   еду   я   домой".
Меня до глубины души тронули прозаические миниатюры, такие светлые, цепляющие душу, трогающие самые потаенные ее уголки, овеянные воспоминаниями…..
Многие мысли поэтессы сродни моральному кодексу (думаю, это так и есть) человека. Чего стоит фраза: «Человек,  тогда  “человек”, когда  он   может  и  в  состоянии  контролировать три  вещи – язык , живот  и  свою  плоть.» Мудро. Лучше не скажешь. Браво!
Поэзия Зуберы Гамзатовой – явление в дагестанской литературе. Оно дорогого стоит. Я бы сравнила поэзию Зуберы с крупным дорогим алмазом, грани которого еще нам предстоит, как следует, рассмотреть, чтобы увидеть ее глубину и чистоту.
2012


Рецензии