Это, право, навожденье

90.

Это, право, навожденье –
Ямб повсюду, ямб везде.
Русской лиры предпочтенье
В поэтическом труде.

Где трёхсложные размеры?
Юркий где лихой хорей?
В русских душах нет им веры?
Видно, ямб им всё ж милей.

Он привит рукой поляка
На могучий русский дух.
Поначалу шляхты «бяка»
Кукарекал, как петух.

Но затем преображённый
Постепенно расцветал...
Русским гением вскормлённый
Он ведущим метром стал.

Если кто-то, друг наветов,
Ямб хоронит сгоряча,
Кучка Запада клевретов
Его славит неспроста.

Стоп имеем мы довольно –
Выбирай, твори, пиши...
Ямб забудем добровольно –
Ты талант свой предъяви.


Рецензии
Владимир, стих интересный. Я в теории не силен, но данный стих написан хореем. Все нормально, но в одной строчке ритмическая ошибка.

"Его славит неспроста".

Практически во всех местоимениях, за исключением "наша", ударения падают на второй слог, а в хорее ударения падают на нечетные слоги 1-й, 3-й и т.д.

Поэтому "его" приходится читать с ударением на первый слог.
Я думаю, вы согласитесь, что строчка требует подработки.

Иван Наумов   24.03.2012 10:45     Заявить о нарушении
Иван, благодарю за замечание – Вы совершенно правы!
Согласен, в стихах нужно стараться не допускать такие огрехи, но для меня в этих рифмованных строках самое важное было ясно и ритмично выразить, в первую очередь, мои мысли о «ямбе». Я хорошо осознаю, что получилось довольно слабо – особенно последняя строфа, которая в лирическом стихотворении должна быть и самой яркой и сильной, а у меня просто слаба. Это-то, по-моему, и есть главный недостаток моего опуса (у меня есть по «ямбу» ещё «стихи», поэтому и поленился дорабатывать).
У людей чувство ритма или поэтический слух могут быть развиты различно. Уверен его можно развивать, особенно молодым, читая хорошие стихи.
Я думаю, что заметность сбоя ритма, как у меня, зависит также от манеры чтения (декламации). Я моё №90 читаю как шуточное, быстро и отрывисто. При таком чтении чётко звучат для меня в первую очередь рифмованные слова все остальные элементы ритма – приглушены. При декламации сбой становится более заметным. Это, конечно, не оправдывает меня. Читатель, читая любое стихотворение, может прочитать его произвольно в зависимости от опыта общения с поэзией или собственной прихоти. Например, попробуйте себя заставить прочитать пушкинское «Я вас любил...» на манер мотива «У самовара я и моя Маша...». Вы вправе сказать: «Во, блин, даёт! Видать крыша поехала». Я пробовал. Эта произвольность чтения и часто намеренная, вопреки традиции, не редкость. Я, например, не могу без возмущения слушать и смотреть, как мною уважаемый актёр Смактуновский читает лирику Пушкина, с придыханием шлёпая толстыми губищами, жеманно демонстрируя во весь рот вставные зубы, что-то там пытаясь привнести от себя в гениальные стих. Но многие в восторге – писают кипятком на «You Tube».
Успеха Вам.

Владимир Салтанов   25.03.2012 23:01   Заявить о нарушении
Владимир, года полтора назад кто-то из моих знакомых женщин представил вас, как своего учителя, я уж не помню кто, но сама поэтесса была очень сильная. Но я редко читаю чужие стихи и потому общаюсь в основном с теми, кто ко мне сам заходит.
(Может, Бестужева-лада?)
А так пару раз пообщаюсь, и постепенно обстоятельства знакомства забываются, но фамилия или ник автора в памяти остаются. Вот и в этот раз увидел у кого-то знакомую фамилию и зашел. У меня хорошо развит ритмический слух и ошибки в ударениях допускаю в единственном случае, если не знаю, с каким ударением произносится слово. Если знаю, ошибок не допускаю. Есть новые слова, которые перекочевали к нам из других языков, я на бумаге вижу их правописание, но ведь они написаны без ударений, а произношение их ни разу не слышал. Вот в них-то и допускаю ошибки, и очень рад, когда меня поправляют. За время моего пребывания на Стихире такое было три-четыре раза. Сам же делал замечания бессчетное количество раз, чаще всего ритмические ошибки допускаюи именно при применении местоимений, их трудно заметить, потому что в прозе такие выражения произносятся скороговоркой. Например: "Завтра приезжает моя мама". Никто ведь при прозаической речи не старается делать акцент на второй слог местоимения, его произносят скороговоркой, безударно, а акцент делается только на первый слог слова "мАма". Часто такие фразы автоматически переносятся и в стихи и ни авторы, ни читатели даже не замечают несоответствия собственного ударения в слове с ударным слогом строки.
Но раз уж произведена классификация ритмов, то мы должны им следовать. Лично я умею прочитать любое стихотворение с любым рваным ритмом с авторским акцентом, так как много в молодости читал чужих стихов, которых я знал тогда на память не менее сотни, девочкам во время ночных прогулок и декламировал со сцены в самодеятельности. А умение прочитать стих вслух, чтобы он дошел до читателей, много значит. Во время моего чтения было слышно, как говорится, как муха пролетает. Значит, умел и стих выбрать, и умело прочитать его, чтобы аудитория внимательно выслушала. Своих стихов тогда писал мало и никогда не читал их с о сцены. Иногда девчонкам читал и свои стихи, но признавался, что они мои, только, если их одобряли.
Ваша ошибка практически незаметна и если бы сам стих не был о ритме, я бы, наверное и не обратил на неё внимания.
С теплом -

Иван Наумов   01.04.2012 15:49   Заявить о нарушении
Нет, это не Лада, иначе она была бы в списке избранных а её нет. Помню, та женщина вроде говорила, что она ваша жена, но пишет под своей фамилией.
Неужели я перепутал, ведь у вас такая фамилия звучная?
(царь Салтан)

Иван Наумов   02.04.2012 18:41   Заявить о нарушении
Иван, я очень плохо читаю стихи вслух. Возможно тебе не знакомо следующее, и ты как декламатор сможешь прочитать цифры и по-иному.
(Если мы произнесем эти числа (не важно — вслух или про себя) в один ряд, не принимая в расчет запись столбиком, не деля их на отрезки, получится ряд чисел, ни о чем не говорящих, лишенных какого бы то ни было смысла. Но если мы произнесем эти цифровые отрезки как стихи, числа презабавно будут имитировать стихотворную речь).

Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17
Есенин
14 126 14
132 17 43
16 42 511
704 83
Веселые
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
Грустные
511 16
5 20 337
712 19
2000047

С женой явная путаница.
Успехов

Владимир Салтанов   02.04.2012 22:41   Заявить о нарушении