Возвращение к истокам

Художник Леон Шульман Гаспар.

      В витебском Еврейскорм общинном центре пять лет работает программа "Помни имя своё". Она создана для того, чтобы сохранить для потомков историю еврейской общины Витебска. В рамках этой программы проводятся музейные экспозиции, на которых представлены документы, фотографии, предметы еврейского быта.
      У каждого из нас свои семейные истории, которые яркими нитями вплетаются в общую историю евреев Витебщины.
      Сегодня я расскажу о художнике Леоне Шульмане Гаспаре.
       В июне 2009 года в Государственной Третьяковской галерее была открыта выставка "Американские художники из Российской империи".  На ней представлены работы 40 художников, выходцев из России, оказавшихся в Америке в I  половине XX века, и превративших Нью.-Йорк во II половине XX века в одну из мировых художественных столиц. Художники покидали пределы Российской империи в силу многих причин: бежали от еврейских погромов, спасались от голода, репрессий и разрухи Октябрьской революции. Выходцы из России оказались разбросаны по всему свету, и порой в дальних странах их чтят как основоположников науки, искусства, культуры. Среди 80 работ, представленных на выставке в Третьяковской галерее есть две работы нашего земляка Леона Шульмана Гаспара. Его творчество почти неизвестно на Родине, хотя оно высоко ценится в сегодняшней Америке.
          Лейб Шульман родился 2 марта 1882 г. Он был родным дядей моего дедушки. Как все витебские художники конца X I X – начала XX века Лейб учился у Ю.Пэна…
          Из воспоминаний художницы А.В.Кузнецовой:
         - У Пэна в мастерской висел портрет, которым он очень гордился. «Это работа моего ученика – Шульмана», - говорил он. Шульман был одним из самых способных учеников Пэна. А нашёл его Юдель Моисеевич так. Однажды он гулял и увидел, как мальчик рисует палочкой на песке. Узнал, что он из бедной семьи и позвал Лейба к себе в ученики, учил бесплатно»…
           Художник Пётр Явич:
           «У Пэна учился Лейб Шульман, Очень талантливый рисовальщик, художник. Отец его был столяр. На бумагу для сына у него денег не было и мальчик разрисовывал все доски, уже обструганные отцом  и подготовленные для дальнейшей работы. Шульман стал очень большим художником. Я видел каталог его работ, изданный в Нью-Мехико. Он прислал его в подарок своему первому учителю».
            Ученики Пэна покидая родное гнездо для дальнейшей учёбы, поддерживали связь с учителем и друзьями.
              В 1908 году Лейб Шульман принял участие в художественной выставке в Петербурге (В это время он учился в Париже)
              а) Из Витебска он уехал учиться в Одесскую художественную школу к К.Костанди. В 1900 г. уехал в Париж, где до 1908 г. до 1908 г. учился в студиях А.Бугро, Э.Тудуза. Там он познакомился  с художниками А,Модильяни, М.Утрилло, Г.Апполинером, Ж.Паскиным.
           В 1905 г. при содействии Бугро Лей Шульман провёл первую персональную выставку в галерее «Ж.Пти».
           Прямо с выставки американский бизнесмен Джордж Пратт у него купил 35 работ. Леон Шульман Гаспар (так его звали теперь) заработал 4000 франков. В Париже Леон встречался с М.Шагалом, познакомился со студенткой балетной школы. В 1908 г Леон женится на американской балерине из богатой семьи Эвелин Адель.
          В течение двух лет молодые верхом на лошадях совершали свадебное путешествие по Сибири.
          Потом они возвращаются в Париж. Леон, переработав российские зарисовки в картины, успешно продаёт их и выставляет. В 1910-х годах художник принимает участие в групповых выставках в Люксембурге, Генте, Брюсселе, Дюссельдорфе и Кёльне.
           В начале Первой мировой войны его призывают в армию: служил разведчиком во французском авиационном корпусе.
           В бою под Шарлеруа был сбит, тяжело ранен, выпрыгнул из самолёта без парашюта. По счастливой случайности остался жив. Больше года провёл в госпитале.
           В 1916 году Леон переехал в Нью-Йорк к жене. Здесь в галерее «Рейнгард» он провёл выставку военных этюдов, вызвавшую большой интерес у публики. Затем состоялся ряд персональных выставок.
          По совету врачей художник стал искать место с более сухим климатом. По приглашению художника Шелдона Парсона некоторое время Леон и Эвелин жили в Санта Фе, но в 1918 году они поселились в живописных окрестностях Таоса, штата Нью-Мехико, которые напоминали ему природу Родины.
         В 1921-1924 годах Леон Шульман Гаспар совершил путешествие по Азии. Он познакомился с жизнью кочевников, кигизов, калмыков, казахов, Знал и любил этот мир.
         Посетил Японию, Китай, Монголию. На лошади пересёк пустьыню Гоби, Тянь-Шань; побывал в Забайкалье, Туркестане, пустыне Такла-Махан, алтайских степях. Во время путешествия он ехал на верблюде, плыл на лодках и параходах, ездил на грузовиках и автомобилях, летал на самолётах. Его мир был наполнен творческими идеями. В кругу друзей и знакомых его ценили за весёлый характер, добрый нрав. Он любил петь, интересно рассказывал о том, что видел, путешествуя по миру. По возвращению в Таос  Леон Гаспар провёл ряд выставок азиатских произведлений, которые принесли емув США широкую известность.
          В 1932 году художник выполнял в Марокко и Тунисе секретное задание французского правительства. Вместе с Эвелин они жили в Тунисе, т.к. начался кризис 30-х годов и в банке их деньги были заморожены.
           С середины 1930-х годов Леон Гаспар постоянно работал  в Таосе. Писал пейзажи и сцены из жизни американского Запада, картины на азиатские сюжеты.
            В Таосе он дружит с писателями, скульпторами, художниками. Здесь у него своя художественная галерея, конеферма.
            В 1956 году умерла Эвелин. Художник на два года уходит от работы.
            В 1958 г. он женится вторично на известной художнице Доре Каменской. Вместе с ней побывал в Англии, Франции, Бельгии, Италии, Греции, Египте, СССР.
             В 1958 году вместе с женой Леон Гаспар приезжает в Москву. Одновременно с ним из Свердловска приехал племянник Александр Шульман, который единственный из всех родственников поддерживал с ним регулярную переписку. В это время в Сокольниках проходила американская выставка. Леон достал пропуск и родственники смогли посетить выставку. Он ездил  с родственниками по городу, делал наброски Красной площади, видов Москвы. В Москве он пробыл две недели. Через несколько лет пришло письмо, в котором Леон просил подискать ему мастерскую. Он хотел посетить родные места, поработать. Но всё это осталось только в планах художника.
           В 1961 г. Леон Шульман Гаспар провёл большую персональную выставку в Таосе.
           Умер 21 февраля 1964 г. в Таосе.
           Мемориальные ретроспективные выставки работ Л.Шульмана Гаспара прошли в Санта Фе (1965г.) и Сан-Франциско (1967 г.).
           Гаспар принадлежит к заметным представителям американского искусства XX века.
В раннем творчестве увлекался импрессионизмом, некоторое время работал в духе А.Матисса. Затем он выработал свой творческий стиль, в котором сочетал традиции русской живописи и европейского искусства рубежа X I X –XX веков его палитра  яркая,   насыщенная, мазок – фактурный. Помимо масляной живописи, много работал в техниках акварели и пастели, графики. В его работах представлена культура разных народов мира. Его произведения находятся во многих музейных собраниях – Художественный музей университета Оклахомы, Художественная галерея университета Рочестер в Нью-Йорке, Художественный музей Сан-Антонио и другие.
         Картины художника до сих пор участвуют в выставках, которые проводят в США – Сотбис, Кристи и т.д.


Рецензии
Очень интересный рассказ о Л. Шульмане Гаспаре. Такой интерсный и разносторонне-богатый человек. Такие интересы! И какая неостановимая жажда путешествий, дающих самое наполненное изучение интересного Мира Земли! Повезло Л.Шульману с характером. Целеустремлённость его видна во всей географии его передвижения по интересным городам и странам. Его добродушие к людям так и сквозит через всё его творчество, через интереснейшую жизнь. Приятно сознавать, что Вы являетесь прямым потомком такого великого человека Земли. В Вас так чётко и стройно заложено трепетное отношение к истории и сохранению её для потомков. Спасибо!

"Измерить души раздающие сердца. Р. М. Кастелянской"
Изольда Роднянская (Юля Юдина 2)

Нет ваг, весов на тонны и безменов
Измерить души, раздающие сердца.
От них не жди предательства, измены,
Бесславный тяжкий труд! Вот всё! И до конца!

Где файл, что вместит списки их деяний?
Они и за плитой и стиркой лишь о них!
А в жизни всё бесчисленней страданий!
Всё больше дней несчастий, лет лихих!

Но скрыто всё от глаз и рассуждений!
Их подопечным точно разве же вдомёк?
Бессонных суток, месяцами бдений!
Запаса сил всё меньше узелок!

А помощь! А улыбка для подростков!
И переростки -старцы - все на ней!
Работы ВОЗ! Помощников лишь горстка...
Мы любим все тебя! С годами всё сильней!

Все выставки! Изданья, вернисажи!
Несметно встреч и в память вечеров!
Но и опять! Всего в стихе не скажем!
А сколько у неё ещё своих стихов!

Их почитать! Напиться Мирозданья!
Тепла и стуж Природ ей ведомой Страны!
От нас уходят раритетные сознанья!
Кто вместо них?! Замены не видны...

У маленьких всегда сердца огромны!
В них тайны доброты и собственной мечты
В их очистительной грозе под громы.
С ней всё уйдёт! Очистишься чем ты?!

А кто придёт на смену?! Всё иные!
До основанья всё! А что же там!Затем?!
И не оставят, что громадою стоит до ныне!
Не будет прежних рвений, клубов, тем!

Так как же нам сберечь! Оставить опыт правый?!
Не превратить всё в кладбище идей!
Один есть выход! Сохранить все нравы!
А это нам удастся лишь при Ней!

Михайловна! Раиса! Оставайтесь!
Куда без Вас?! Уж явно не туда!!!
Родили Вы такою чистой завязь!
Она зачахнет здесь без Вашего труда!

Не уходите! Вы сильны! Красивы!
Без Вас и интерьера не видать!
Вы и серьёзны! В меру и смешливы!
Вы нам сестра, подруга, педагог и МАТЬ!

Есть в жизни день, с которым не поздравишь!
Уход на отдых? Мало счастья в нём!
Оставшись, нас в неловкость не поставишь!
Не уходи! Мы просим всем гуртом!!!

17.12.11

Раисочка Михайловна! Запятую умышленно в названии не поставила, пусть звучит и так, и так! Это даже ближе к правде!Ваш труд нет мерок оценить по полной правде и сути. Любая оценка - Это МАЛО! И только наша всеобщая любовь и уважение со стороны знающего Вас Мира, даёт нам нежность в душе и надежду на Ваше в скором будущем возвращение... Здесь Вы неотъемлемо основа жизни общества,нас, секций, клубов и интересов! А какие поездки! Какие оформления стендов, выставок, и работ членов и не членов клуба и библиотеки! И раньше - библиотекари - это самые храниетели, ценители, собиратели и организаторы вех вех памяти об истории географических образований и передачи её в поколения. Как же теперь?! Как быть! .......

Изольда Роднянская   18.12.2011 09:30     Заявить о нарушении