Память поколений
Мой деда - самый добрый и рассмешит он всех
Такой вот он могучий и очень любит смех.
Его все дети любят, и любит он детей,
Для них он сказки пишет, бегите все скорей.
Он мастер на все руки и лучший из людей!
Живи, мой деда, долго! Живи! Всю жизнь балдей!
Алиса, 11 лет
- Папа, нам задали написать сочинение, - прямо с порога заявила Алиса.
- Вот и пиши.
- Так нужно написать о том, как жили бабушка и дедушка, когда были маленькими, - дочь бросила разукрашенный стильный школьный рюкзак на диван и плюхнулась рядом с ним. – А я не знаю.
Отец внимательно посмотрел на дочь. О чём ей рассказать? Он слышал от родителей, какое трудное было у них детство - они пережили войну в оккупации! И вот сейчас его дочь интересуется событиями тех времен.
Алиса заметила, как изменилось папино лицо. Весёлый, шумный, жизнерадостный - он вдруг стал серьёзным и задумчивым.
- Пася, ты, почему молчишь? Так ты что, не знаешь? А как же моё сочинение?
- Думаю.
И тут он вспомнил про письма, которые присылал отец.
- Буратино, посмотри на книжной полке дедушкины письма. В одном из них он писал, как жил в оккупации. Прочти, оно поможет написать сочинение.
При слове «дедушка», Алиска вскочила с дивана и стала искать письма. Она деда очень любит. Он - такой весёлый, добрый, ласковый! Она до сих пор помнит, как он рассказывал сказки, пока не переехал в Израиль. Но о том, как жил, когда был маленьким – он не вспоминал.
И вот сейчас она узнает – узнает его тайну!
Как семейную реликвию Алиса держала в руках дедушкино письмо. Отпечатанный на пишущей машинке лист бумаги уже слегка пожелтел.
«22 июля 1941 года. Война грянула внезапно. Отца, деда и дядьку - короче, всех мужчин сразу призвали в армию…», - прочитала Алиса.
- Папуля, посмотри, сколько у меня родственников! И все они воевали?
- Да, но многие не вернулись с войны, погибли, защищая Родину.
- Жалко. А почему маленькому дедушке пришлось бежать из родного города?
Отец взял из рук дочери письмо:
«Беженцы шли сплошным потоком. Почти весь путь от Одессы до Николаева я прошёл пешком, держась за маму, на руках у которой был мой младший брат. Иногда нас сажали на попутную телегу. Помню ноги лошадей, людей. Яркие звёзды на небе... Гул, рёв, взрывы бомб, снарядов... Всё в памяти перемешалось…»
Может впервые в жизни, сын серьёзно задумался.
Бедный отец. Ему было всего 4 года. Прошагать пешком сто двадцать километров по пыльной дороге, по камням, по колючкам - это почище, чем марш-бросок в армии!
- Понимаешь, все боялись войны. Да и сейчас люди боятся и бегут подальше от мест, где стреляют. Ты же смотришь телевизор? Сколько лагерей беженцев! Только дальше Николаева они не смогли убежать – кругом уже были немцы.
- А где же дедушка жил?
- Дедушка жил в подвальном помещении, его там прятали, потому что боялись. Чтобы фашисты не нашли и не расстреляли.
- Знаю, нам в школе рассказывали об их зверствах, - Алиса прижалась к отцу.
- Читай дальше.
- Тогда слушай и не перебивай:
«Комната была в ужасном состоянии. Точнее не комната, а заброшенная кладовка под зданием жилого дома: на стенах - плесень, окно у самой земли. Ни света, ни вентиляции, ни воды, ни туалета – ничего.
Помню, занавешенное тряпками окно, полумрак в комнате. Две солдатские койки. На одной - мы с братом, на другой - мама. В углу -помойное ведро. По стенам ползают мокрицы. На полу - тараканы, в кровати - клопы, на нас - тряпье и вши. Спали одетыми. Часто мочились в постели, а сушить нашу одежду на улице мать боялась, чтобы не узнали, что у неё есть дети и не выдали немцам…»
- Папа, а что такое мокрицы и клопы?
- Да кто знает. Гадость какая-то.
- И что, они всю войну там пробыли и не гуляли? – девочка не верила своим ушам.
- Представь себе, все время пробыть в комнате и не выйти на улицу?! Да ты, коза, только пришла со школы и сразу бежишь к подружкам.
- Бедный дедушка! А чем они занимались? Какие у них были игрушки? – пропустив замечания отца, спросила Алиса.
- Никаких. Послушай, что он пишет:
«Не было ни одной игрушки. Одно занятие – сосредоточено колупать стены. За что тоже доставалось от мамы…»
На минуту в комнате воцарилась тишина.
- Папа, ты почему замолчал?
- Вспомнил, какие у меня были игрушки – конструктор, пластмассовые самолёты, танки, машинки... И какие сейчас у тебя игрушки! Да так много, что каждый год по мешку выносим на мусорку! А одежды?! Всех девчонок в классе можно одеть! – отец крепко прижал к себе дочь. – Эх, Буратино! Не ценишь ты этого, не бережёшь. А где-то сейчас дети так в этом нуждаются!
Снова наступила тишина. Каждый думал о своем. Через некоторое время отец продолжил, и Больше Алиса его не перебивала. Она внимательно слушала, и перед её глазами проплывали безрадостные картины дедушкиного детства.
«Помню, как мама принесла шкурки от картошки, которые выпросила в немецкой столовой, и пожарила их на дурно пахнущем жире (комбижир). Они были горькими, но мы ели. Что такое сахар, конфеты мы не знали. Всем было тяжело. Все голодали…»
Алиса переживала. Ей хотелось плакать.
Уже в конце письма дед написал, сколько радости испытал, когда впервые вышел на улицу и увидел советских воинов:
«Потом был праздник. Колонна наших танков двигалась по улице. Мы вылезли из подвала и широко раскрытыми глазами смотрели на это зрелище.
Все кричали: «Ура!» и бегали, пытаясь пожать руки солдатам.
Брат хотел перебежать дорогу, но упал и чуть не попал под танк. Но всё обошлось. Он даже не задел мальчика. Ведь по сравнению с ним тот был –как воробей: одна кожа да кости…»
Но больше всего радовалась Алиса тому, что дедушкин отец вернулся живым, весь - в орденах и медалях! Он пошил детям костюмы из офицерского сукна и подарил настоящий компас и полевой бинокль. Сколько у них было радости! Это были их первые игрушки!
- Алиса, скоро День Победы. Поздравишь дедушку? - спросил папа, закончив читать письмо.
- Обязательно поздравлю! Я ему посвящу свои стихи! – мечтательно ответила внучка.
Рисунок Парковой Лизы, 7 лет – «День Победы»
Свидетельство о публикации №111022305110