Разговор о Верлене

Коли, знаешь ли, не ныне и не даве
С ломотою познакомился в колене,
Можешь чувствовать себя, товарищ, вправе
Побеседовать подробно о Верлене — 

О чужбинном и родимом россиньоле,
Что за пазухой отчаянно щебечет
Об абсенте и о прочем алкоголе,
Что, как водится, и лечит, и калечит.

А тем более, когда шестой десяток
Неожиданно настукает настенник, —
Эх, ребята, пятьдесят вторая дата!
Поздравляю: именинник и верленник.

Не мани нас мёртво-синим опереньем.
Чайки чеховски-чахоточной не надо.
Не стареньем — несмолкаемым гореньем
Горизонта занимается ограда.

Флейты дальними мирами-вечерами
Убаюкать нашу кровь напрасно тщатся:
Уж и так довольно тихо наше счастье
Вечерами, за горами, за мирами.

Котелок на голове — пустые прятки:
Не скрывай, дружок, трусливо плешь-корону.
Бритвой бороду тем более не трону.
Вот — царапины, вот — пятна, вот — заплатки.

Дуды дальние колдуют за горами.
Гори ясно, горизонт, гори, не гасни.
Уж и так не умирает наше счастье
Обложными, кольцевыми вечерами.

После дальней — или нет: какой уж Бог дал —
Утомительной умеренно дороги,
Дорогая, подходи, не стой поодаль:
Штиль на море, и холмы лежат пологи.

Роют руды за горами, за морями,
Тлеют пеплы, враз готовые заняться.
Стихотворцы за сто лет друг другу снятся —
Городами, огородами, дворами.

Городами, огородами, морями
Пустырями рдеют руды, дуют дуды.
Разольёмся ж, распоёмся вечерами:
Не коси же, viens ici и дай мне губы.


Рецензии
Почему - ОН?
Очень понравилось.
Не могу прокомментировать, обдумаю.
"чайка" чеховская...да, чахоточная.
Особенно по сравнению с бодлеровским альбатросом, если такое сравнение допустить.

Знаете ли Вы, сколько на Стихире - о Рембо?

Элина Герман   27.08.2010 23:13     Заявить о нарушении
Т. е почему Верлен? Ну, один из любимых и близких. Даже более близких, чем любимых. В этом тексте много цитат из него, и всё построено на верленовском позднем "Il ne me faut plus qu'un air de flute (Мне теперь бы только песню флейты)".
Сколько о Рембо - не знаю. Думаю, много. Последнего ценю не как бунтаря (Камю в "Бунтующем человеке" дал его нелицеприятный портрет), а как словесника. Впрочем, c'est Verlaine qui lui a cree une premiere gloire (Верлен-то и создал его первую славу), и пресловутый "Пьяный корабль" записан из уст Верлена и кто знает ещё, кем на самом деле сочинён.
Ну, и кроме того, Верлен прожил 52 года.

Дмитрий Каратеев   28.08.2010 19:35   Заявить о нарушении
О Рэмбо думаете верно, я проверяла.
Верлена и Рэмбо могу, к сожалению, только в переводах, но подстрочник всегда требую (от себя - в смысле достать, узнатьс).
Верлена воспринимаю как очень мощного лирика, хотя он думал, по-моему, что лирика - вещь тонкая. Рэмбо не стал церемониться с этим обстоятельством. Мы с детьми всегда читаем В и Р на уроке - их потом картина нашего "предсеребряного века" (термин мой и не удачный) Гиппиус, Сологуба, Анненского,Волошина и ХлеБникова не так... шокирует - а то сразу после Апухтина, Фета и Тютчева...
А что, 52 - это и Вас уже коснулось? (вопрос "добрый", риторический, непринципиальный)
эг

Элина Герман   30.08.2010 00:51   Заявить о нарушении
Да, 52. И стихи отчасти об этом.
Насчёт Рембо: он, кажется, считал лирику вещью даже не тонкой - магической, призванной "changer la vie (изменить жизнь)" как таковую, да быстро в ней (лирике, не жизни) разочаровался. Великолепный "алхимик слова" - это в нём привлекает. А молодёжно-буржуазное хулиганство - отвращает. Как во всех битниках, хиппи, парижских студентах 1968 года - и так вплоть до сатанистов. А коли речь о французах 100 - 140-летней давности, то ещё интереснее Малларме: его словесная ткань свободнее, она не отягощена (анти)идеологией и личным характером.
И вот что меня заинтересовало: ваш "предсеребряный век" (серебристый). Собственно "серебряный" - это, должно быть, по такой системе, один Мандельштам?

Дмитрий Каратеев   30.08.2010 19:55   Заявить о нарушении
А Пастернак??? А зрелая Ахматова??? А Цветаева 37-40г.г.???Т.е. НАШЕ НОВОЕ, пережившее влияние декаданса, модернистских течений и вышедшее уже полностью из тени и пушкинского, и некрасовского направлений? Выкристаллизовавшееся за двадцать первых лет века и не убитое вконец идеологическим пресс-папье?
Пример примитивный приведу, но... Вот Твардовский - умный человек, а ведь контуженный этим прибором.
Тонкий, с оглядкой -"как бы не вступить в идеологию" -Заболоцкий...осторожно-общечеловеческий.Череда "Отечественников". Не говорю о "кумачовых". Это тоже - новое.
Но рядом - Пастернак! Вот - чистое русское серебро. Беспримесное, если я ясно выражаюсь, переросшее влияния. Мандельштам - первая моя любовь, и для меня непогрешим, но, по-моему,объективно новоталантливый. Субъективно не люблю внутр.мир Цветаевой, но ведь тоже - удельный вес каков! Качественно другой уровень: не сравнивать же с теми, кто одной ногой в 19м,а другою ищет "как бы не вступить"...
Главное всё же - не имя, а произведения. У меня "С.ВЕК"-это сборник стихотворений, а не список имён. По-моему, такой подход имеет право на жизнь.
Внутренне ощущаю ясно, а вижу, что изложить не могу. Я ни с кем не беседовала на эту тему. Обдумаю для себя.Спасибо.

Элина Герман   30.08.2010 22:02   Заявить о нарушении
Да, Дима! забыла сказать. Я читала эту Вашу вещь http://www.stihi.ru/go/www.stihi.ru/2010/03/15/7435
Вызвала много мыслей, ассоциаций. Первая, помню, была "Спящий в ложбине" Рембо.Ну, она скорее сюжетная, "не глубинная". Мандельштамовы ласточки - вот что "прочиталось" залпом, т.к. всегда отмечалось как необыкновенно ВЫСОКОЕ. Благодарна Вам.

Элина Герман   30.08.2010 23:44   Заявить о нарушении
"Серебро" - но почему же не золото? По существу, я с Вами почти во всём согласен, но, право, "серебряный" - это лучший эпитет для бледно-сверкающей переходности: драгоценный металл, но есть ещё драгоценнее. А Мандельштам - тут дело даже не в истории литературы, он просто лучше всех писал. Как Пушкин - лучше всех современников. Но Пушкин ещё и совпал с историей, стал началом и символом всей отечественной культуры. "Кто дверь закрывать будет - Пушкин?" Мандельштам в такие речения никогда не войдёт, он, как вся новая поэзия, "на любителя", "по интересам", даже не уверен, что он нужен школьникам. Ну и Цветаева - да, как и Мандельштам, она лучше всех писала, а "внутренний мир" её не всякому приятен (мне - отчасти, от частичной части, не люблю самовлюблённости, красования, демагогии). Пастернак - да, он представитель в ХХ веке русской классики (представитель - заместитель). Ахматова - слабое место "большой четвёрки": у неё, в отличие от трёх названных, где лучше - где хуже. Но есть и другие. Среди символистов - Вячеслав Иванов, вершина стиля. Андрей Белый - да, одна нога всегда позади другой, но ведь вечное движение, что ни слово, то новые пространства. Михаил Кузмин - почти такой же неустанный творец нового, как Мандельштам, только личное, "не наша ориентация" мешает. И ещё 3 -4.Сборник текстов, а не список имён - тут согласен полностью. Это касается и нас грешных. А о ласточках, даст Бог, ещё напишем.


Дмитрий Каратеев   31.08.2010 11:10   Заявить о нарушении
"золотым веком" нас учил называть век 19й один грррозный профессор. До сих пор (23 года спустя)боюсь его заочно ослушаться...
С ласточками и так удачно - но если будет ЕЩЁ, то ещё раз - УДАЧИ!

Элина Герман   31.08.2010 22:16   Заявить о нарушении
Знаете ли, что Василий Розанов (и, кажется. не он это выдумал) назывыал серебряным веком русской литературы вторую половину XIX века (Дост.. Толст.). Вероятно, золотой век связывался с именами Пушкина, Лермонтова, м. б. Гоголя. Переменчивы термины, жив Бог, преходяще искусство. 6 лет назад был я в Мюнхене в гостях у жены товарища - возвратившегося эмигранта - и после осмотра всех многовековых и двадцатовековых галерей мы с ним сказали вместе по-немецки: Lebendig ist Gott, die Kunst aber ist vorbei (Жив Бог, искусство же миновало). И тем не менее.

Дмитрий Каратеев   01.09.2010 19:23   Заявить о нарушении
Очень интересно всё, что Вы дописали в этот раз. А по терминам: Я имела в виду только развитие р.поэзии, где нет Достоевского, ну да Бог с ними,с теримнами,Бахтин вот тоже новаторствовать в них пытался - а ведь насколько "академический" человек, Лев Гумилёв утверждал, что термин "С.Век" - его "рук дело", якобы он в разговоре с матерью стоя у окна, глядя в ночь...и т.д.
Об искусстве и его судьбе... Все мои живут в Берлине, я в силу сем.обстоятельств была там лишь трижды с 1995 года; даже за эти годы перемены в эстетике огромные, кардин

Элина Герман   01.09.2010 22:17   Заявить о нарушении
(комп.подвёл,"спрыгнул", дописываю) -...кардинальные, и , есственнннн,пока в сторону рефлексии самого разного содержания вплоть до шизофр.бреда. По-немецки только читаю, говорю оч.плохо, на школьно-домашнем уровне, на слух не понимаю почти ничего. Это я к тому, что современную нем. лирику всё же могу оценить в том объёме, в котором её печатают молодёжные дизайнерские издания (поэтому она там ...специфическая - всё больше протестная и эпатажная). Так вот они тоже считают, что их "С.Век" закончился на Рильке.
Вышла на работу: два 11ых, 9ый и ПЯТЫЙ!!!!!... Принимаю соболезнования по этому поводу!эг

Элина Герман   01.09.2010 22:27   Заявить о нарушении
Соболезнования (Набоков писал: болезненное соболиное)посылаю. В связи с ПЯТЫМ... и прочими тоже.

Дмитрий Каратеев   02.09.2010 09:53   Заявить о нарушении
Спасибо.
Я много читала публицистического и документального о последних днях О.Э. в лагере. Художественную версию - впервые. Понравилось. Даже место про отсутствие следов на снегу не показалось мне ...сентиментально - апокрифическим. Трогательно...
Он обладал абсолютно свободным голосом и чувством ...как бы это... скажу так, оксюмороном - изощрённой гармонии.

Элина Герман   03.09.2010 22:03   Заявить о нарушении