Разговор о Верлене
С ломотою познакомился в колене,
Можешь чувствовать себя, товарищ, вправе
Побеседовать подробно о Верлене —
О чужбинном и родимом россиньоле,
Что за пазухой отчаянно щебечет
Об абсенте и о прочем алкоголе,
Что, как водится, и лечит, и калечит.
А тем более, когда шестой десяток
Неожиданно настукает настенник, —
Эх, ребята, пятьдесят вторая дата!
Поздравляю: именинник и верленник.
Не мани нас мёртво-синим опереньем.
Чайки чеховски-чахоточной не надо.
Не стареньем — несмолкаемым гореньем
Горизонта занимается ограда.
Флейты дальними мирами-вечерами
Убаюкать нашу кровь напрасно тщатся:
Уж и так довольно тихо наше счастье
Вечерами, за горами, за мирами.
Котелок на голове — пустые прятки:
Не скрывай, дружок, трусливо плешь-корону.
Бритвой бороду тем более не трону.
Вот — царапины, вот — пятна, вот — заплатки.
Дуды дальние колдуют за горами.
Гори ясно, горизонт, гори, не гасни.
Уж и так не умирает наше счастье
Обложными, кольцевыми вечерами.
После дальней — или нет: какой уж Бог дал —
Утомительной умеренно дороги,
Дорогая, подходи, не стой поодаль:
Штиль на море, и холмы лежат пологи.
Роют руды за горами, за морями,
Тлеют пеплы, враз готовые заняться.
Стихотворцы за сто лет друг другу снятся —
Городами, огородами, дворами.
Городами, огородами, морями
Пустырями рдеют руды, дуют дуды.
Разольёмся ж, распоёмся вечерами:
Не коси же, viens ici и дай мне губы.
Свидетельство о публикации №110082505349
Очень понравилось.
Не могу прокомментировать, обдумаю.
"чайка" чеховская...да, чахоточная.
Особенно по сравнению с бодлеровским альбатросом, если такое сравнение допустить.
Знаете ли Вы, сколько на Стихире - о Рембо?
Элина Герман 27.08.2010 23:13 Заявить о нарушении
Сколько о Рембо - не знаю. Думаю, много. Последнего ценю не как бунтаря (Камю в "Бунтующем человеке" дал его нелицеприятный портрет), а как словесника. Впрочем, c'est Verlaine qui lui a cree une premiere gloire (Верлен-то и создал его первую славу), и пресловутый "Пьяный корабль" записан из уст Верлена и кто знает ещё, кем на самом деле сочинён.
Ну, и кроме того, Верлен прожил 52 года.
Дмитрий Каратеев 28.08.2010 19:35 Заявить о нарушении
Верлена и Рэмбо могу, к сожалению, только в переводах, но подстрочник всегда требую (от себя - в смысле достать, узнатьс).
Верлена воспринимаю как очень мощного лирика, хотя он думал, по-моему, что лирика - вещь тонкая. Рэмбо не стал церемониться с этим обстоятельством. Мы с детьми всегда читаем В и Р на уроке - их потом картина нашего "предсеребряного века" (термин мой и не удачный) Гиппиус, Сологуба, Анненского,Волошина и ХлеБникова не так... шокирует - а то сразу после Апухтина, Фета и Тютчева...
А что, 52 - это и Вас уже коснулось? (вопрос "добрый", риторический, непринципиальный)
эг
Элина Герман 30.08.2010 00:51 Заявить о нарушении
Насчёт Рембо: он, кажется, считал лирику вещью даже не тонкой - магической, призванной "changer la vie (изменить жизнь)" как таковую, да быстро в ней (лирике, не жизни) разочаровался. Великолепный "алхимик слова" - это в нём привлекает. А молодёжно-буржуазное хулиганство - отвращает. Как во всех битниках, хиппи, парижских студентах 1968 года - и так вплоть до сатанистов. А коли речь о французах 100 - 140-летней давности, то ещё интереснее Малларме: его словесная ткань свободнее, она не отягощена (анти)идеологией и личным характером.
И вот что меня заинтересовало: ваш "предсеребряный век" (серебристый). Собственно "серебряный" - это, должно быть, по такой системе, один Мандельштам?
Дмитрий Каратеев 30.08.2010 19:55 Заявить о нарушении
Пример примитивный приведу, но... Вот Твардовский - умный человек, а ведь контуженный этим прибором.
Тонкий, с оглядкой -"как бы не вступить в идеологию" -Заболоцкий...осторожно-общечеловеческий.Череда "Отечественников". Не говорю о "кумачовых". Это тоже - новое.
Но рядом - Пастернак! Вот - чистое русское серебро. Беспримесное, если я ясно выражаюсь, переросшее влияния. Мандельштам - первая моя любовь, и для меня непогрешим, но, по-моему,объективно новоталантливый. Субъективно не люблю внутр.мир Цветаевой, но ведь тоже - удельный вес каков! Качественно другой уровень: не сравнивать же с теми, кто одной ногой в 19м,а другою ищет "как бы не вступить"...
Главное всё же - не имя, а произведения. У меня "С.ВЕК"-это сборник стихотворений, а не список имён. По-моему, такой подход имеет право на жизнь.
Внутренне ощущаю ясно, а вижу, что изложить не могу. Я ни с кем не беседовала на эту тему. Обдумаю для себя.Спасибо.
Элина Герман 30.08.2010 22:02 Заявить о нарушении
Вызвала много мыслей, ассоциаций. Первая, помню, была "Спящий в ложбине" Рембо.Ну, она скорее сюжетная, "не глубинная". Мандельштамовы ласточки - вот что "прочиталось" залпом, т.к. всегда отмечалось как необыкновенно ВЫСОКОЕ. Благодарна Вам.
Элина Герман 30.08.2010 23:44 Заявить о нарушении
Дмитрий Каратеев 31.08.2010 11:10 Заявить о нарушении
С ласточками и так удачно - но если будет ЕЩЁ, то ещё раз - УДАЧИ!
Элина Герман 31.08.2010 22:16 Заявить о нарушении
Дмитрий Каратеев 01.09.2010 19:23 Заявить о нарушении
Об искусстве и его судьбе... Все мои живут в Берлине, я в силу сем.обстоятельств была там лишь трижды с 1995 года; даже за эти годы перемены в эстетике огромные, кардин
Элина Герман 01.09.2010 22:17 Заявить о нарушении
Вышла на работу: два 11ых, 9ый и ПЯТЫЙ!!!!!... Принимаю соболезнования по этому поводу!эг
Элина Герман 01.09.2010 22:27 Заявить о нарушении
Дмитрий Каратеев 02.09.2010 09:53 Заявить о нарушении
Я много читала публицистического и документального о последних днях О.Э. в лагере. Художественную версию - впервые. Понравилось. Даже место про отсутствие следов на снегу не показалось мне ...сентиментально - апокрифическим. Трогательно...
Он обладал абсолютно свободным голосом и чувством ...как бы это... скажу так, оксюмороном - изощрённой гармонии.
Элина Герман 03.09.2010 22:03 Заявить о нарушении