Этюды о воспитании. Самостоятельность

"Он уже взрослый, мой мальчик – мужчина,
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук


   Уважай то, чем он занимается. Любое занятие
работает на развитие ребенка, в т. ч. и то, которое тебе кажется
абсолютно бессмысленным и даже вредным.
   Нельзя научить самостоятельности. Нельзя заставить
быть свободным, всучить свободу насильно. Свобода против
воли – нонсенс. Ее можно только предложить или отнять,
принять или отторгнуть.
   Никогда не вмешивайся в дело, которым он занимается, если он
сам не попросит. Ошибочное и слишком опасное в воспитании
чувство собственного превосходства, диктует тебе уверенность,
что он еще слишком мал и несостоятелен для решения своих
проблем. Это ошибка. Твоя «пассивность» в данном случае – это
твоя активная, заинтересованная позиция, выражение твоего
доверия ему и уверенности в его способностях. «Никогда не
помогай ребенку делать то, что он, как ему кажется, может
сделать сам» - /Мария Монтессори/ Но, если он попросит о
помощи, обязательно помоги. Его способности и он сам, как
личность, развиваются только тогда, когда он занимается без
принуждения, с интересом. Здесь важен не результат, а сам
процесс.
   Медленно, но неуклонно передавай ему заботу о его личных
делах. Вместе с ответственностью за них. Старайся поощрять его
самостоятельность и не спеши критиковать его даже
неправильные, решения. Обязательно предоставляй ему право и
свободу выбора, без этого не бывает прогресса. Не навязывай
ему свое мнение, пусть он учится сам отвечать за результат: «Не
капризничай! Ты сам так хотел!» Он интуитивно чувствует, что
ему нужно. Например, он не хочет надевать коричневый свитер. Но
возможно цвет этой вещи оказывает негативное влияние на его
психику. Его не надо одевать в твои любимые цвета, лучше в те, к
которым он психо - соматически предрасположен.
   Скандалит, капризничает – значит самоутверждается. Если нет
– значит безынициативен и растет с поломанным характером. Его
каприз – это твое мнение по поводу одного и того же события или
предмета. Просто ты в силу своей ограниченности и эгоизма,
считаешь их незначительными, а у ребенка нет выбора. Т. е. спор
между вами возникает все по той же извечной причине: для тебя
супчик жидкий, а для него жемчуг мелковат. И одеть его на день
рождения к другу так, как хочешь, /из самолюбия/, ты – все равно,
что отправить тебя на пляж в ватнике. «Идиот!» - так будут думать
окружающие, и это еще ладно. «Идиот!» - так будет думать,
/чувствовать себя/, он, а это уже непоправимо. «Что такое
еврейский свитер? – Это свитер, который одевает еврейский
ребенок, когда его маме холодно»
   Очень важно, чтобы ты не переносил свои жизненные опасения
на его плечи, поскольку ребенок обладает более гибкой и прочной
системой терморегуляции. Следует помнить, что одежда не только
снижает адаптивные возможности кожи, но и ограничивает
физические движения, а также замедляет развитие скелетно –
мышечной координации.
   Не отнимай у него инициативу. Попытка вскрыть
скорлупу за вылупляющегося цыпленка, приведет к
тому, что он так в ней и останется, т. е. не выживет. То
же самое и с бабочкой, которая пытается выйти из
кокона. Если ты все время принимаешь за него
решения, он закуклится, инкапсулируется в коконе
детства и никогда не повзрослеет.
   Важно, чтобы с ростом его независимости, он понимал, что это
растут его новые обязанности, а не новые права.
   Боязнь ошибки – самая главная, роковая ошибка. Чтобы
накопить положительный опыт, нужно приобретать отрицательный.
Пусть он выберет много раз прежде, чем его выбор будет
правильным и, главное, практичным. Если это не угрожает его
жизни, здоровью или нравственности, позволь ему ощутить
отрицательные последствия своей ошибки, только тогда он будет
взрослеть.
   …Жутковато было наблюдать за Андрюшей, который примерно
в два годика, гуляя во дворе, вдруг потащил ко рту довольно
крупного и весьма удивленного такой фамильярностью кузнечика.
Я находился в двух-трех метрах и все - равно не успел бы
перехватить его руку. Крикнуть означало перепугать. К счастью,
обошлось. И для животного и для человеческого детеныша. Сын
скривился, а посеревший от ужаса кузнец поспешно захромал
восвояси. Как говорится, былёненький он зел таков. Обследовав
язык Андрея, и убедившись, что он не пострадал, я объяснил сыну,
что нельзя кушать то, у чего есть лицо и огромные печальные
глаза. Но самым убедительным доводом, конечно, было то, что еда
попросту оказалась невкусной.
   Предложенная ему впоследствии аппетитная жирная гусеница
была отвергнута с уверенностью человека, кое-что в этой жизни
повидавшего.
   Существует мнение, что опыт не может быть ни отрицательным,
ни положительным. Есть, мол, просто опыт, и все зависит от того,
как им потом воспользуются. Не знаю - не знаю. Главное все-таки не
в том, сколько раз он упадет, а в том, сколько раз сможет после
этого подняться. Поднявшийся не похож на никогда не падавшего.
   Признай за ним право на ошибку и на неправильное
решение, т. е. право отвечать за самого себя, и будь готов
прийти к нему на помощь в этой ответственности. Соглашайся
с ним или предложи ему альтернативу

 - из книги П.Скорука "Евангелие Детства от Старого Павиана"


Рецензии