Этюды о воспитании. Музыка
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук
«Как мало нужно для счастья! Звук волынки.
Без музыки жизнь была бы заблуждением. Немец представляет
себе даже Бога распевающим песни» - / Фридрих Ницше, мой
товарищ/.
Американский врач Логан одевает на беременных бандаж с
мини - стереоколонками. В результате около полутора тысяч
родившихся и слушавших с эмбрионального возраста специально
подобранную музыку детей прошли стандартные тесты с
показателями в 4 раза лучшими, чем у обыкновенных детишек.
Ребенок узнает мир одновременно по звуку, цвету и запаху и все
внешние проявления этого узнавания не стоят никаких слов.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а
прежде всего воспитание человека» - /В. Сухомлинский/ Музыка
еще один путь к совершенствованию межполушарной координации,
она – часть Истины. Возможно, - лучшая. Современник Баха
музыкальный теоретик, композитор и дирижер Иоганн Маттезон в
своем труде «Совершенный капельмейстер» писал: «Свойство
музыки быть среди всех наук школой нравственности».
У новорожденного в мозгу более ста миллиардов клеток. Гораздо
больше, чем нужно, однако важно не количество клеток, а связи
между ними. Ребенок приходит в мир с мозгом, в котором этих
связей почти нет за исключением самых важных, обеспечивающих
главные жизненные функции, дыхание, работу сердца. Остальное
возникает в диалоге мозга и окружающей среды. Вся наша жизнь
посвящена расширению этих связей, /или не посвящена, если нас
устраивает простейшее, одуванчико - насекомое существование/.
Стремлением и способностью к их расширению и определяется
уровень духовного развития человека, пишется партитура его
жизни.
Поскольку всякая музыка начинается с тишины, попробуй
послушать ее вместе с ним, особенно, когда никого в доме нет.
Пусть он узнает, как звучит тишина. Из нее вырастает самое
нежное и тонкое.
Дай ему послушать музыку различных жанров, а потом попроси
его с помощью фломастеров изобразить чувства, которые он
ощутил. Пусть ознакомится с разными стилями: рэгги, соул, джаз,
классика, рок – н – ролл, фолк, фламенко, /внимание: только не
попса!/ С той же целью пусть послушает разные по темпераменту
произведения. Например «К Элизе» Бетховена и «Шутку» Баха.
«Музыка есть мост между Вселенной и человеком и,
постигая гармонию, он сам становится зеркалом вселенной,
выстраивая свои внутренние структуры по законам гармонии –
единой для всего сущего. Это универсальный язык, обращенный к
внутреннему, интуитивному, духовному в человеке в противовес
логическому “внешнему” посреднику – языку. Музыка -
единственный “канал”, напрямую подключенный к эмоциональным
структурам живого существа, к человеческой душе. Именно
этот канал “работал” на религию, на служение Богу, на
соединение человека с Богом напрямую. “Вера от слышания”
говорил апостол Павел. Нельзя было не любить Бога под музыку
Баха. Нельзя было не “светлеть”. Нельзя не “очеловечиваться”»
- /Д. Фирсова/
Ничего лучшего о музыке, более простого и вместе с тем,
величественно - божественного, чем это стихотворение, я не читал.
«Рост у меня не больше валенка,
все глядят на меня вниз.
И органист я тоже маленький,
но все-таки я – органист.
Я шел к органу, скрипя половицей,
свой маленький рост кляня.
Все пришли слушать певицу,
и никто не хотел – меня.
Я подумал: мы в пахаре чтим целину,
в воине – страх врагам,
дипломат свою представляет страну,
я представляю - орган.
Я пришел и сел, и без тени страха,
как молния ясен и быстр,
я нацелился в зал токкатою Баха
и нажал басовый регистр.
О, только музыкой – не словами –
всколыхнулась земная твердь.
Звуки поплыли над головами,
вкрадчивые, как смерть.
И – будто древних богов ропот,
и – будто дальний набат,
и – будто все великаны Европы
шевельнулись в своих гробах.
И звуки начали души нежить,
и зов любви нарастал, -
и небыль, нечисть, ненависть, нежить
бежали, как от креста!
Бах сочинил – я растревожил
свинцовых труб ураган.
То, что я нажил, гений прожил, -
но нас уравнял орган!
Я видел – галерка бежала к сцене,
где я в токкатном бреду,
и видел я – иностранный священник
плакал в первом ряду.
О, как боялся я не свалиться,
огромный свой рост кляня,
о, как хотелось мне с ними слиться,
с теми, кто, вздев потрясенные лица,
снизу вверх глядел на меня!»
- /М. Анчаров/
Я начинаю верить в Бога, когда слушаю «Beatles». У подлинного
творчества создатель один, а в музыке «битлов», в ее планетарном
триумфе, уверен, были заинтересованы сами небеса. Знатоки
утверждают, что она отмечена каким-то особым белым звучанием,
светлым колоритом. Она добрая и человечная даже тогда, когда
говорит о боли и страдании. В Ливерпуле на Стенли - стрит есть
скульптура: сидя у стены на скамеечке, согбенная старушка кормит
воробья крошками от подаяния. Когда-то она умерла в церкви и
«была похоронена вместе со своим именем», потому что «никто
не пришел» - милая старушенция по имени Елеонора
Ригби…Сжимается сердце. И называется памятник «Всем
одиноким людям в мире» Где еще в мире существуют памятники
персонажам песен?!
Случалось, «Beatles» обвиняли в неосознанном плагиате.
Если это и так, то у кого, кроме, Бога они могли заимствовать?
«Папа, а что нужно для того, чтобы “Битлз” снова
воссоединились? – Три пули, сынок, всего три пули!» -
/устаревший анекдот/
То, что слушали мы, не нравится нашим детям так же, как
мелодии наших детей часто шокируют нас. Но есть вселенская,
вечная музыка. Такая, как «Лунная соната» Бетховена или
«Yesterday» Леннона и Маккартни. Мой сын вырос под их великую
музыку, и я счастлив, что теперь под их образами и под их звучание
растет мой внук.
Вот только несколько выводов научных исследований:
- музыка, пение и танцы помогают соединять нервные
связи в мозгу ребенка;
- музыкальный опыт способствует развитию мышления,
особенно наглядно-образного;
- доктор Эдвард Гордон, специалист в области обучения
музыке, подтверждает, что дети от рождения обладают
набором генов и синапсов, которые позволяют им
сразу же обучаться музыке;
- пение облегчает установление дружеского контакта
между взрослым и ребенком;
- даже 5 – месячный малыш способен оценить Баха;
- ребенку нравится все ритмичное;
- игра на скрипке развивает черты лидера;
- музыкальное образование в раннем детстве
отражается даже на чертах лица.
Всего этого можно не только избежать, но и превратить в
рутинное безрадостное занятие, ненавистное не только ребенку, но
и тебе самому, не говоря уже о соседях. Для этого надо ввести для
него ежедневные принудительные занятия музыкой и желательно с
почасовой оплатой. Играть он научится, но музыка не станет для
него функционально, природно востребованной и не будет
выражать ничего, кроме любви к деньгам и завуалированной
ненависти к окружающему миру. Хотя существует и прямо противоположная
точка зрения. Многие преподаватели музыки за то,
что ребенка надо заставлять заниматься,
мотивируя это тем, что они, мол, способны
разглядеть на челе воспитанника «поцелуй Бога»,
Может и так. Только вот кто знает, что
он означает этот поцелуй. И не говорит ли это, прежде всего об их
тщеславии. Многие, закончившие музыкальную школу, дети,
вообще никогда не играют просто так, «для себя», для настроения,
настолько сильно; сопротивление принуждению. «Уроки музыки –
это не самоцель, а средство для достижения определенной
цели. Вы должны ясно видеть, что получает ребенок от этих
уроков, и какие его способности развиваются благодаря им. Сами
по себе уроки музыки не имеют никакой цены» - /М. Ибука/
Пусть музыка будет для него развлечением и средством
выражения себя, инструмент пусть будет сложной, но игрушкой,
/хотя бы поначалу/. Может быть тогда он сам попросит о
дополнительных занятиях.
«Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает
человека всю его жизнь, до гроба» - /Г. Б. Стоу/. Расул Гамзатов
рассказывал, что в Дагестане, желая охарактеризовать человека,
говорят: «Мать пела над ним плохие песни. Или не пела совсем»
ПРИЛОЖЕНИЕ
М У З Ы К О Т Е Р А П И Я. «Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая,
зловещая, очаровывающая красота…ослепляет, соблазняет,
вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту,
дьявольской, зловещей мертвенно – бледной плесени,
вырастающей на навозной куче» - так говорил президент венского
королевского музыкального общества о музыке Штрауса, начиная с
«Танца шести покрывал» и до конца.
По мнению некоторых музыковедов к разряду
психологических ядов также можно отнести «Венисбергскую сцену»
Вагнера и некоторые произведения Шопена, особенно ноктюрны, в
которых он дал выход своей ностальгии, слабости и меланхолии.
«Вагнер –великая порча для музыки. Он угадал в ней средство
возбуждать больные нервы – для этого он сделал больною
музыку» - /Ницше/
Однако есть и другая музыка.
От алкоголизма и курения излечивают «Аве Мария»
Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса,
«Метель» Свиридова.
От неврозов и раздражительности – Чайковский,
Таривердиев, Пахмутова, «Свет Луны» Дебюсси.
Для медитаций и снятия стресса – Шуберт, Чайковский,
Лист, Шуман.
От язвы желудка «Вальс цветов» из «Щелкунчика
Чайковского.
Поднимают настроение джаз, блюз, диксиленд, соул,
регги, берущие начало от африканской музыки.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует
свадебный марш Мендельсона,/ ну, это, смотря кому! Бывает
и наоборот./, «Лебединое озеро» Чайковского.
От гастрита – соната №7 Бетховена.
От мигрени рекомендуется «Весенняя песня»
Мендельсона и Джордж Гершвин, от головной боли – полонез
Огинского.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
У психологов уже стал классическим пример, когда
находящиеся на грани развода и яростно спорившие супруги
услышали, как за стеной играют Гайдна, словно очнулись от
наваждения и…помирились.
Активизирует умственные и творческие способности
Моцарт.
Японский эксперимент показал, что у кормящих матерей,
слушавших классику, количество молока увеличилось на 20%, а у
слушавших попсу – на 50% уменьшилось. Слушая Моцарта,/не
шутка/, коровы дают вдвое больше молока. Те же японцы
выяснили, что, когда Моцарт звучит в пекарне, тесто подходит в 10
раз быстрее, а самая лучшая рисовая водка – сакэ получается
именно из дрожжей «наслушавшихся» Моцарта. В Канаде
дорожная полиция всерьез экспериментирует со струнными
квартетами, которые на площадях городов исполняют Моцарта:
упорядочивается уличное движение, и уменьшается число ДТП.
- из книги П.Скорука "Евангелие Детства от Старого Павиана"
Свидетельство о публикации №109041504961