Этюды о воспитании. Научить невозможно

"Он уже взрослый, мой мальчик – мужчина,
и теперь я твердо могу сказать:
лучшее, что я в жизни делал для сына,
я очень любил его мать!" - П.Скорук   


   Ты думаешь, что учишь, на самом деле он учится сам.
Научить ничему нельзя, можно только создать условия для
обучения. Все остальное не обучение, а натаскивание. Да и вообще
«педагогика – это шарлатанство» - /А. С. Макаренко в одном из
писем жене/. «Иной раз у меня создается впечатление, что
детей лучше топить, чем заключать в современные школы» - /
Мария Кюри – Склодовская/ Как выяснилось, талантливые дети
чрезвычайно редко бывают отличниками в школе. Математические
олимпиады, например, - это всего лишь тесты для выявления
«интеллектуальных» спринтеров и тяжеловесов и не более. Среди
бывших их победителей крайне мало не только ученых, двигающих
вперед науку, но даже докторов наук, профессоров. И наоборот,
будущие гении в школе не обязательно были светочами знаний и
образцами прилежания. Больше всего на свете Эйнштейн любил
игру на скрипке и плавание под парусом. Однажды он заявил, что
использование двух сортов мыла для разных целей слишком
осложняет жизнь. Разговаривать он начал только в шесть лет, был
заторможенным ребенком с отвратительной памятью, а в школе
имел репутацию недалекого. Зато у него было всего два правила:
«Не имей вообще никаких правил! и «Будь независим от мнения
других!» Этого оказалось достаточно.
   «Ни один человек ничего не может открыть вам, кроме
того, что лежит в полудреме на утренней заре вашего знания.
Учитель, расхаживающий в тени храма среди подопечных своих,
не мудрость передает им – скорее вселяет в них веру свою и
умение любить. Если он действительно мудр, то не станет
предлагать вам вступить в обитель мудрости своей – скорее
подведет вас к порогу собственного вашего разума. Ибо
воображение одного человека не может одолжить свои крылья
другому. И как каждый из вас один стоит перед Богом, так
должен каждый из вас быть одиноким в своем познании Господа и
в своем понимании Земли» - /Халил Джибран, ливанский поэт –
философ, мой сосед/
   А теперь я, пожалуй, опровергну сам себя. Что поделать,
нет правил без исключений. Одно из них гласит: есть правила, для
изучения которых не надо создавать условия. Их надо просто
выучить. Зазубрить. Например, правила поведения ребенка в
экстремальной ситуации.

   «Порода сильнее пастбища» - /Д. Элиот/. Поэтому,
пытаясь изменить ребенка, начни с себя, добейся чего-то
ну, сделай зарядку что – ли, /физическую, конечно, а не
«мобилки»/. Я уж не говорю о таких личных достижениях, как
подарить мысль, не написать шедевр, вызвать желание, понять
себя, влюбиться в жену, поздороваться с соседом – дебилом,
излечить врача, обнять сына, опрокинуть Вселенную, простить
нищего, сочинить судьбу, родить внука, победить тараканов,
вытерпеть все и т. д.
   Благоприятная среда – залог выдающихся способностей.
Нельзя воспитать качество, отсутствующее в окружающей среде.
Плох или хорош твой ребенок, ты – одна из причин того, что он
именно таков. «Долог путь наставлений, краток и убедителен
путь примеров. Самый простой пример убедительней самой
красноречивой проповеди» - / Луций Анней Сенека, наш с Нероном
наставник / Дети заимствуют скорее модели поведения, чем слова.
Твоему ребенку очень трудно вести себя прилично, если он никогда
не видел, как это делается. Поэтому рано или поздно он
последует твоему примеру, а не твоему совету. Забудь о
телевизоре. Если ты читаешь, он тоже будет читать, делаешь
упражнения, - он тоже будет их делать, чокаешься – он будет
соответствовать. Прикинь: смог бы сын, которым ты когда-то был,
гордиться таким отцом, как ты?! «Мама, мама, иди сюда!
Папа по телевизору выступает»
   Показывай, а не рассказывай. «Не показывай пальцем. Покажи собой» - С. Е. Лец.
Ничто не поздно, папа с мамой! Не завтра, не сегодня! Прямо сейчас! И
больше юмора: «Ребенок, у тебя хорошая наследственность» Может
быть, когда – нибудь, потом и он скажет то же самое. О себе.
Своему ребенку.
   Юмор. Для борьбы с жизнью лучшего средства не найти. Для развития ума,
пожалуй, тоже. Может быть поэтому, как
показали исследования, ребенок начинает
улыбаться еще до рождения, в утробе
матери. Ведь «свобода начинается с
иронии» -/ В. Гюго/ Как ни странно, только
недавно английские ученые установили, что
чувство юмора не зависит от генов и по наследству не передается.
Его создает только окружающая человека среда, обстановка, семья
и пр. Эдвард де Боно, автор книги «Рождение новой идеи»
утверждает, что юмор и творческий процесс – это фактически одно
и то же. И в том и в другом случае мозг устанавливает ценность
мысли, ее нешаблонность, абсурдность или конгениальность. Этот
алгоритм присутствует, как при подаче серьезной инженерной
идеи, так и при травле анекдотов.
   Разве можно понять и полюбить, если никогда не смеялся
вместе с человеком?! Внуку я задаю смешные вопросы: «Кто
ходит сидя?», «На что похожа половинка апельсина?», «Из какой
посуды нельзя покушать?», «Какой рукой удобнее размешивать
чай?», «Что можно приготовить, но нельзя скушать?» и т. д.
Потом мы смеемся над ответами. «Юмор – это редкое состояние
талантливого человека…,когда ты весел и умен одновременно» -
/М. Жванецкий/
   Нескольким детям я задавал вопрос: «Как одним словом
назвать лук, огурец, помидор, капусту?» Те, кто помладше,
затруднялись, постарше отвечали правильно: - «Овощи» Мой внук,
не задумываясь, отрезал: - «Салат!» Взрослый и высоко
образованный дядя, которому я похвастался этой историей,
возразил: «Какой же это салат?! Салат это когда овощи
нарезаны, перемешаны и заправлены уксусом, майонезом,
маслом» О количестве масла в его умной голове я могу лишь
догадываться, поэтому спорить не стал. Что, если бы внук ответил:
«Огород!», «Борщ!» или «Натюрморт!»?
   Когда он приходит из школы, я никогда не спрашиваю,
какую оценку он получил. И это вовсе не связано с особым
статусом школы, в которой учится мой внук. Я спрашиваю у него,
что нового он узнал, чему научился, что больше всего понравилось,
какие были трудности, кому он сегодня помог и самое главное,-
хочется ли ему идти в школу завтра.

- из книги П.Скорука, "Евангелие Детства от Старого Павиана"


Рецензии
Пётр. Зачиталась Вашими этюдами. Очень интересно. Сама много раздумываю над подобными проблемами. В школе - 700 учеников, дома - две внучки. Есть над чем подумать. Вам удачи и успехов в воспитании внука.

Татьяна Ёжкина   15.04.2009 17:27     Заявить о нарушении